Деятельность государства неразрывно связана с правами человека, более того, права являются приоритетом во внутренней и внешней политике любого государства, а свобода представляет собой исходное состояние, первозданность. Права и свободы человека являются неотъемлемым свойством личности, а включение основных прав и свобод в конституцию означает принятие обязательств государством, и оно не имеет оснований совершать определенные действия, которые уничтожали бы возможность реализации этих прав и свобод.
Государство правомерно ограничить права и свободы человека, которые должны: во-первых, основываться на законе и не быть произвольными, во-вторых, соответствовать требованиям морали, в-третьих, сочетаться с уважением прав и свобод других, отвечать требованиям нравственности, общественного порядка и общего благосостояния в обществе. Недопустима деятельность, направленная на уничтожение прав и свобод.
Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды.
I. В соответствии с Законом РК от 15 июля 2010 года № 337-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития «Электронного правительства», в статью 49 Закона РК «О нотариате», были внесены изменения и дополнения, обязывающие нотариусов вносить все нотариальные действия в электронный реестр Единой нотариальной информационной системы «ЕНИС».
Вновь введенная правовая норма, сохраненная в прежней редакции при принятии нового закона, не содержит механизма прямой ее реализации и не конкретизируется какими-либо подзаконными актами. В этой связи, исполнить требования статьи 49 Закона РК «О нотариате», нотариус может только посредством заключения возмездного договора с разработчиком и собственником системы «ЕНИС» — Акционерным обществом «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ»).
В настоящее время, все нотариусы Республики Казахстан, в соответствии с требованиями статьи 49 Закона РК «О нотариате», передают сведения по всем совершенным гражданами и юридическими лицами республики нотариальным действиям, как оказалось, в распоряжение частной коммерческой структуры, главной целью деятельности которой, в соответствии со статьей 34 ГК РК, является извлечение прибыли.
В связи с отсутствием государственного правового механизма реализации спорной статьи 49 Закона, заложен вопиющий незаконный прецедент исполнения закона исключительно в интересах частного коммерческого предприятия, путем подписания нотариусами возмездного посреднического договора. Вместе с тем, на АО «НИТ» законодательно не возложено никакой ответственности по обеспечению неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны граждан, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Конституции Республики Казахстан.
На коллегии министерства юстиции в апреле текущего года ситуация, связанная с понуждением нотариусов к заключению договоров, была признана не правовой и министерством дано письменное разъяснение о намерении изыскания денежных средств, для принятия системы Е-нотариат на свой баланс. Однако, статья 49 Закона «О нотариате» продолжает исполняться в интересах частной организации.
Группа нотариусов города Алматы, на основании законодательно обоснованного отказа от добровольного подписания посреднического договора с частным Акционерным обществом «Национальные информационные технологии» и от добровольной передачи в ее распоряжения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, подверглась незаконным проверкам и незаконному приостановлению действия их лицензий на профессиональную деятельность.
В связи с незаконным приостановлением действия лицензий Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК, 6 нотариусов, в течение целого года, пытались в судебном порядке доказать доводы о нарушении конституционных прав граждан на неприкосновенность их частной жизни, личную и семейную тайну, и прав нотариусов на условия труда, отвечающие требованиям безопасности.
По результатам судебных разбирательств, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, а также, органы прокуратуры города Алматы, не усмотрели нарушений и угрозу нарушений конституционных прав граждан, и нотариусам, в удовлетворении их исковых требований было отказано. Судами также было отказано и в удовлетворении ходатайств о направлении представления в Конституционный совет РК на предмет проверки конституционности статьи 49 Закона РК «О нотариате».
АО «НИТ», оказавшееся организацией с частной формой собственности и выполняющее государственные функции национального оператора информационных систем в рамках электронного правительства, в тоже время, является дочерним предприятием Национального (государственного) холдинга «Зерде», кроме того, пользуется всесторонней поддержкой органов юстиции, прокуратуры и представителей высших инстанций судебной системы Республики Казахстан.
Примером чему является разъяснение Председателя надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда РК Абдыкадырова Е., об обязанности нотариуса заключить посреднический договор с АО «НИТ», как с собственником ИС ЕНИС, направленное им без рассмотрения по существу данных однородных дел, затрагивающих не только права и законные интересы нотариусов, но и всех граждан Казахстана и является грубейшим нарушением положения о независимости судей, предусмотренного статьей 77 Конституции РК.
Данное разъяснение направленно в виде рекомендации городским и областным судам, ответчикам по гражданским делам — Министерству юстиции РК и АО «НИТ», было размещено на его сайте, затем удалено, а также, прилагается к настоящему заявлению.
Поскольку, решения судов вступили в законную силу, а их исполнение обязательно для всех граждан республики, нотариусами устранены надуманные органами юстиции нарушения, послужившие причиной приостановления действий лицензий, что является основанием для восстановления их действия, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона РК «О нотариате». Кроме того, приказы Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи о приостановлении действия лицензий, в связи с истечением срока действия, утратили свою силу.
Тем не менее, несмотря на устранение нарушений, послуживших причиной приостановления, Департаментом юстиции города Алматы, по утратившим законную силу приказам, предпринимаются незаконные действия, выражающиеся в требовании об изъятии личных печатей нотариусов.
При этом, в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 10 Закона РК «О нотариате», в настоящее время отсутствуют основания для привлечения нотариусов к ответственности по вышеуказанным обстоятельствам, а в соответствии ст. 77 п.3 пп.5 Конституции РК «если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон».
В связи с отсутствием возможности достижения законных судебных решений, группа нотариусов, обращается в Народно-демократическую партию «НУР-ОТАН» за оказанием содействия в восстановлении нарушенных и пресечением нарушаемых в настоящее время конституционных прав граждан государственными органами Республики Казахстан и коммерческой структурой республиканского масштаба.
Причиной неприсоединения части нотариусов к подписанию вышеуказанного посреднического договора, являются:
— потенциальная угроза национальным интересам государства — конституционным правам граждан на неприкосновенность их частной жизни, личную и семейную тайну, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Конституции РК и потенциальная угроза информационной и экономической безопасности страны, в соответствии с Законом РК «О национальной безопасности», а также, незаконное использование персональных данных граждан;
— отсутствие у АО «НИТ», на момент внедрения ИС ЕНИС, ее эксплуатации нотариусами и на момент приостановления действия лицензий нотариусов, сертификатов соответствия требованиям информационной безопасности, отсутствие аттестации ИС ЕНИС на предмет соответствия требованиям информационной безопасности, согласно Закону РК «Об информатизации»;
— экспериментальный порядок пользования ИС ЕНИС (стадия «пилотного» проекта, согласно государственной Программе по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, утвержденной Постановлением правительства РК № 983 от 29 сентября 2010 года, реализуемой в рамках Указа Президента РК № 958 от 19 марта 2010 года «Об утверждении Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы»), поскольку, промышленный ввод ИС ЕНИС в эксплуатацию, запланирован на 2014 год;
— очевидная сомнительность и спорность зарегистрированного права собственности АО «НИТ» на информационную систему ЕНИС в целом, как на аппаратно-программный комплекс, поскольку, авторами (сотрудниками АО «НИТ») разработано только программное обеспечение (программа ЭВМ) и согласно свидетельству № 1926 от 30.12.2010 года, исключительные имущественные права зарегистрированы за АО «НИТ» именно на программное обеспечение; В этой связи, АО «НИТ» не может являться собственником всей информационной системы ЕНИС, составляющей в целом, аппаратно-программный комплекс, включающий в себя совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информационные процессы.
— государственная регистрация АО «НИТ» в органах юстиции как предприятия с частной формой собственности, в нарушение Постановления счетного комитета РК № 29 от 2009 года, согласно которому, уставной капитал данного хозяйствующего субъекта сформирован за счет бюджетных средств, в размере 754 млн. тенге. При этом, государственным органом, в лице Министерства юстиции для развития информационных технологий, в распоряжение частного предприятия, безвозмездно передано государственное имущество на сумму 2,5 миллиарда тенге;
— потенциальная ответственность нотариуса (вплоть до уголовной) за нарушение нотариальной тайны, при добровольно-принудительном подписании посреднического договора с частным собственником системы ЕНИС, не имеющей сертификатов и аттестата соответствия требованиям информационной безопасности, для защиты передаваемых нотариусом сведений, составляющих охраняемую законом тайну.
Исходя из противоречия статей 3, 18 и статьи 49 Закона РК «О нотариате», нотариус, с одной стороны, несет ответственность за нарушение гарантированной законом тайны совершенных нотариальных действий, с другой стороны, за нарушение статьи 49 нотариального законодательства, подвергается наказанию, в виде приостановления действия лицензии.
Из содержания рекомендации судьи Верховного суда РК, напрашивается вывод, что нотариусам бесперспективно обращаться в надзорную инстанцию Верховного суда РК, так как исход дела заранее предрешен, и судьей Абдыкадыровым Е. единолично, без судебного рассмотрения установлено
— право собственности на ИС ЕНИС в целом за частной компанией, созданную за счет бюджетных средств;
— действия органов юстиции, незаконно приостанавливающих действие лицензии частного нотариуса, в связи с их обоснованным отказом от заключения посреднического возмездного договора, признаны «правомерными».
На основании изложенного просим обратиться в уполномоченные органы для дачи правовой оценки неправомерным действиям судьи Верховного суда РК Абдыкадырова Е. и органов юстиции, связанных с понуждением нотариусов исполнять закон в интересах частной структруры и дачи мотивированных ответов на нижеследующие вопросы:
1. В чьих интересах и с какой целью формируется негосударственный информационный ресурс, в виде электронного нотариального архива, содержащего сведения по всем совершенным гражданами и юридическими лицами республики нотариальным действиям?
2. На основании каких нормативных документов судья Верховного суда РК выдает подобного рода рекомендации по нерассмотренному по существу делу, нарушающими конституционный принцип независимости судей и принцип равенства всех перед законом и судом, предусмотренные статьей 77 Конституции РК, тем самым, незаконно, преднамеренно и единолично, фактически предрешает исход дела по нашим исковым требованиям, без его рассмотрения по существу?
3. На каком основании органы юстиции, призванные в соответствии с Законом РК «Об органах юстиции», принимать участие в формировании национального законодательства, поддерживать режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций, в первую очередь, сами нарушают действующее законодательство и действуют в интересах частной организации?
4. На каком основании статья 49 Закона РК «О нотариате», направлена на исполнение в закона в интересах исключительно частной коммерческой структуры?
II. В процессе изучения основ создания государством и дальнейшей деятельности Акционерного общества «Национальные информационные технологии», выяснились весьма интересные факты его чудесного преобразования.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 9 декабря 1997 года № 3787 «О формировании единого информационного пространства Республики Казахстан» и создания единой информационной системы страны», Постановлением Правительства Республики Казахстан № 492 от 4 апреля 2000 года создано закрытое акционерное общество «Национальные информационные технологии, со 100% долей участия государства в уставном капитале, с наделением его статусом уполномоченной организации по созданию и организации взаимодействия государственных информационных систем, на формирование уставного капитала которого, из резерва Правительства Республики Казахстан, выделено 72500 (семьдесят две тысячи пятьсот) тенге.
Постановлением № 44 от 16 января 2004 года, Правительство Республики Казахстан определило закрытое акционерное общество «Национальные информационные технологии» национальным оператором в сфере информатизации и наделило его рядом функций и полномочий, присущих государственному органу.
Постановлением Правительства Республики Казахстан № 810 от 30 июля 2004 года, АО «НИТ» отнесено к «перечню объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности».
Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 16 февраля 2004 года № 182 и от 6 апреля 2011 года № 376, АО «НИТ» включено в перечень национальных компаний».
Согласно Постановлению счетного комитета РК № 29 от 26.11.2009 года, единственным учредителем Акционерного общества «Национальные информационные технологии» — Национальным (государственным) инфокоммуникационным холдингом «Зерде», на формирование уставного капитала перечислены бюджетные средства, в размере 754,4 млн. тенге.
Однако, в ходе судебных разбирательств и на основании регистрационных данных, предоставленных органами юстиции, достоверно установлено, что, не смотря на ряд правительственных решений и предоставленных широких полномочий, в настоящее время, АО «НИТ», является компанией со 100% (сто процентным) частным уставным капиталом.
В виду наличия очевидных нарушений законодательства Республики Казахстан, носящих явный характер и имеющих признаки коррупционных правонарушений (преступлений), возникли правомерные вопросы:
1. О проверке законности передачи 100% (сто процентов) доли участия государства в уставном капитале Акционерного общества «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ») в частную собственность.
2. Разъяснить, в какой период, каким образом и на основании каких распорядительных документов Правительства РК, 100% (сто) доли уставного капитала АО «НИТ», принадлежавших государству, переданы в частную собственность?
3. Дать правовую оценку и разъяснить каким образом АО «НИТ» было зарегистрировано (перерегистрировано) как хозяйствующий субъект с частной формой собственности, на формирование уставного капитала которого, согласно Постановлению счетного комитета РК № 29 от 26.11.2009 года, его единственным учредителем — Национальным (государственным) инфокоммуникационным холдингом «Зерде», перечислены бюджетные средства, в размере 754,4 млн. тенге.
При этом согласно регистрационным документам, выданным органами юстиции РК, уставный капитал АО «НИТ» сформирован в размере 610 млн. тенге. Разница в сумме перечисленных бюджетных средств на формирование уставного капитала и фактически сформированным уставным капиталом составляет 144,4 млн. тенге. Причина появившейся разницы не установлена и не получила правовой оценки суда, в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ГПК РК.
5. Разъяснить, каким образом и на основании каких законодательных актов, Национальный государственный холдинг «Зерде» имеет в качестве дочерней организации частную компанию?
6. В соответствии со статьей 1 Закона РК «О государственном имуществе», национальная компания — созданное по решению Правительства Республики Казахстан акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, национальному управляющему холдингу или национальному холдингу, и осуществляющее деятельность в отраслях, составляющих основу национальной экономики.
В этой связи, просим разъяснить, каким образом негосударственная коммерческая структура, имеет статус Национальной компании, контрольный пакет акций которой, в нарушение Законов РК «Об акционерных обществах» и «О государственном имуществе» находится в частной собственности?
7. В соответствии со статьей 5-1 Закон Республики Казахстан от 04.10.2003 № 490-II «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», объекты, подлежащие включению в перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности, должны относиться к отраслям экономики, имеющим стратегическое значение, числиться в перечне объектов, формирование и утверждение которых предусмотрено в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и принадлежать к национальным холдингам и (или) национальным компаниям.
Отсюда вопрос: каким образом и на основании каких законодательных актов негосударственная коммерческая структура, включена в перечень объектов отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, в отношении которых осуществляется государственный мониторинг собственности.
8. Каким образом, АО «НИТ», являясь компанией со 100% (сто процентным) частным уставным капиталом, может являться Национальным оператором РК в сфере информатизации и иметь широкий перечень функций и полномочий, присущих только государственному органу?
В соответствии со статьей 22 Закона РК «О национальной безопасности», экономическая безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, направленными на недопущение нецелевого использования бюджетных средств и государственных ресурсов, сокращение масштабов теневой экономики.
9. Каким образом АО «НИТ», являясь частной дочерней организацией государственного холдинга, имеет фактически беспрепятственный доступ к бюджетным средствам, при осуществлении государственных закупок? Исходя из данных интернет-ресурсов АО «НИТ», оно является активным заказчиком государственных закупок, посредством которых, далеко не всегда использует бюджетные средства по их целевому назначению.
10. На основании каких нормативных документов, частная компания АО «НИТ» осуществляет государственные закупки услуг адвоката, посредством фактически не проводившихся конкурсов и незаконно (задним числом) вносит изменения в план государственных закупок на 2011 год.
III. Все указанные выше факты имеют характер коррупционных правонарушений, признаки сращивания государственных органов с частными коммерческими структурами, и подлежат правовой оценке органами прокуратуры, призванными, в соответствии с Конституцией РК, Законом РК «О прокуратуре», выявлять и принимать меры к устранению любых нарушений законности, нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента Республики Казахстан, а также, опротестовывать законы и другие нормативные правовые акты, противоречащие Конституции и законам республики.
В этой связи, в соответствии с Законом РК «О национальной безопасности», есть весьма веские основания полагать о наличии потенциальных и реальных угроз экономической и информационной безопасности Казахстана в частности, и угрозы национальной безопасности в целом.
Налицо,
— снижение уровня законности, в том числе, сращивание государственных органов с коммерческими структурами и покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала и коррупция, способствующие снижению степени защищенности национальных интересов, в соответствии со статьей 6 Закона РК «О национальной безопасности»;
— нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование инновационному развитию и росту инвестиционной активности, рост теневой экономики;
— снижение уровня защищенности информационного пространства страны, а также национальных информационных ресурсов от несанкционированного доступа;
В соответствии со статьей 18 Закона РК «О национальной безопасности», требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке, принятии и исполнении законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере национальной безопасности.
В соответствии со статьей 23 ЗРК «О национальной безопасности» безопасности, информационная безопасность обеспечивается решениями и действиями государственных органов, организаций, должностных лиц, направленными на выявление, предупреждение и пресечение утечки и утраты сведений, составляющих государственные секреты и иную защищаемую законом тайну, поддержание и развитие эффективной системы защиты информационных ресурсов, информационных систем и инфраструктуры связи, в которых циркулируют сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную защищаемую законом тайну.
Не допускается принятие решений и совершение действий, противоречащих национальным интересам — обеспечения и повышения уровня защиты информационных ресурсов, информационных систем и инфраструктуры связи Республики Казахстан.
Запрещается: разглашение государственных секретов и иной защищаемой законом тайны;
В соответствии со статьей 27 ЗРК «О национальной безопасности» высший надзор за точным и единообразным применением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов по обеспечению национальной безопасности осуществляет Прокуратура Республики Казахстан.
В соответствии со статьей 28 нарушение законодательства Республики Казахстан в области обеспечения национальной безопасности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, Канцелярия является уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов и обеспечению информационной безопасности. Уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности разрабатывает правовые, административные и иные меры по обеспечению информационной безопасности, осуществляет контроль их реализации и соблюдения, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению информационной безопасности;
В соответствии с Законом РК «О национальной безопасности», Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета — непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан высший орган внешнего государственного финансового контроля, обеспечивающий выявление, устранение и недопущение нарушений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при использовании бюджетных средств, государственного имущества.
В соответствии со статьей 11 Закона РК «О прокуратуре», Генеральный Прокурор Республики, осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории Республики.
В данном случае, Министерством юстиции, а также, частной коммерческой структурой, имеющей статус Национальной компании и национального оператора, прежде всего, нарушается Закон Республики Казахстан «О национальной безопасности» и Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2011 года № 174 «О Концепции информационной безопасности Республики Казахстан до 2016 года», согласно которой, в целях обеспечения информационной безопасности Республики Казахстан, Глава государства постановил:
Центральным государственным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, руководствоваться в своей деятельности Концепцией и обеспечить принятие своевременных мер по ее реализации.
В связи с вышеизложенным, просим Республиканский Общественный Совет по борьбе с коррупцией Народно-Демократической партии «Нур Отан», обратиться с соответствующими запросами через депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан к Премьер-министру Республики Казахстан, в Генеральную Прокуратуру Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Руководителю Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателю Счетного Комитета Республики Казахстан по контролю за исполнением республиканского бюджета, о вопиющих фактах нарушениях законодательства, а также, за разъяснениями по вышеперечисленным вопросам, и о принятии мер к устранению нарушений законности, Конституции, законодательных актов и актов Президента Республики Казахстан, причинивших и могущих причинить существенный вред национальной безопасности и национальным интересам государства, правам и свободам человека и гражданина, а также охраняемым законом интересам юридических лиц, общества и восстановлению нарушенных прав.
В заключение всего изложенного, хотелось бы выразить надежду на то, что наше обращение в Ваш, в адрес Народно-демократической партии «Нур Отан» не останется без внимания, найдет свое понимание, а чиновничий беспредел не останется безнаказанным.
С уважением, нотариусы города Алматы