В Лондоне, в деле Мухтара Аблязова наступил решающий перелом. Британские юристы, представляющие интересы БТА, обнаружили целый контейнер, в котором Аблязов хранил документы своих оффшорных компаний. Как мы знаем, оффшорные компании занимали важнейшее место в мошеннической империи Аблязова, поскольку через них шли все потоки денег, все активы, выводимые из БТА, или покупаемые на краденные деньги. Но до сих пор Аблязову удавалось сохранить в тайне дела этих оффшорных компаний, и отбиваться от попыток БТА отобрать у него краденные деньги и активы.
Бумаг на оффшорные компании было много. У Аблязова было около 600 компаний, на каждую из которых было по несколько толстых папок с документами. Даже если предположить, что на каждую компанию составлялось в среднем по пять папок, то объем архива потрясает воображение – около 3000 папок. Целый подпольный архив. Для его хранения, Аблязов арендовал контейнер в складском комплексе Big Yellow Box. В западных странах в таких контейнерах, которые являются чем-то средним между контейнером и железным гаражом, люди хранят ненужные или малоиспользуемые вещи, архивы, книги, в общем все то, что не помещается в доме. Законы свято охраняют частную собственность, и потому владельцы комплекса не интересуются содержимым таких контейнеров и кто в них наведыается, лишь бы арендатор за них исправно платил. Потому западные преступники давно освоили эти складские помещения для проведения всяких не слишком законных операций. Раскрывалось немало дел, в которых самые разнообразные улики изымались из этих складских контейнеров. Это были трупы, оружие, контрабанда, краденые вещи, документация – в общем все, чем занимается преступность. Аблязов пошел по тому же пути, что говорит о том, что у него есть советники, хорошо знающие тонкости преступного ремесла.
Итак, Аблязов снял контейнер, сложил туда документацию по своим оффшорным компаниям. Уничтожить ее он не мог, поскольку тогда бы потерял право собственности на все свои краденые активы и деньги. Но и самому наведываться на склад было слишком рискованно. Потому ключ от контейнера вручили Салиму Шалабаеву, который по указанию Аблязова ездил, доставал нужные документы, отвозил в особняк Аблязова, а потом доставлял обратно.
Братья Салим и Сырым Шалабаевы были ближайшими подручными Аблязова и с 2009 года жили в Великобритании. Хорошо продуманная схема с архивом по оффшорным компаниям треснула из-за Сырыма Шалабаева, которого еще в ноябре 2010 года британский суд признал причастным к махинациям и потребовал от него предоставления сведений об активах и похищенных в БТА Банке средствах. Сырым Шалабаев ударился в бега, в результате чего суд приговорил к 18 месяцам тюрьмы и объявил его в розыск.
В западных странах при расследовании дел юристы часто прибегают к услугам частных детективных агентств, которые ведут слежку и собирают необходимые доказательства для суда. За Салимом Шалабаевым была установлена слежка из вполне понятного соображения, что он может вывести на след своего брата. Однако, Салим привел к более ценной находке. Юридическая компания Хоган Ловеллс, которая вела дело со стороны БТА Банка, быстро догадалась, что частые визиты Салима Шалабаева в складской комплекс могут быть связаны с документами по аблязовским схемам. В самом начале декабря 2011 года состоялся санкционированный обыск склада, который и привел к обнаружению аблязовского тайника. 6 декабря в Высоком суде Лондона состоялся допрос Салима Шалабаева и допрос по видеоконференции Сырыма Шалабаева. Салим признал, что не был честен перед судом и сильно нервничал, когда адвокат БТА Банка Стивен Смит напомнил ему об ответственности за дачу ложных показаний. Крис Хардманн, ведущий партнер компании Хоган Ловеллс, рассказал в суде об обнаруженном архиве. Думается, что это самый крупный трофей, который только добывали британские юристы, и Хардманн вполне может рассчитывать на почетное звание юриста-потрошителя. Тем более, что потрошение аблязовского тайника уже привело к феноменальным результатам.
Для Аблязова это сильнейший, опрокидывающий удар. По решению суда он должен был передать все свои компании и активы под управление назначенной судом компании KPMG, но этого не сделал. Более того, он скрывал свои оффшорные компании. Это означает, что над Аблязовым нависла угроза ареста и тюремного заключения, поскольку противодействие решению суда в Великобритании наказывается тюремным заключением.
Потом, в сущности, до полного раскрытия всех аблязовских махинаций осталось не так уж много времени. Когда юристы разберутся в его архиве, изъятом из склада, станет окончательно ясно, где и как Аблязов спрятал украденные в БТА Банке деньги. Дальше – дело техники. Юристы БТА Банка попадут многочисленные иски с требованием возвращения банку краденного, и вскоре его получат. Банк выиграл почти все дела, связанные с аблязовскими активами, в нескольких странах и уже получил многое из того, что было куплено на краденые деньги. Это означает, что в течение ближайшего полугода, максимум года, Аблязов лишится почти всего своего имущества, нажитого нетрудовым путем.
Дальше будет решаться его судьба. Пока что вопрос об экстрадиции его в Россию или Казахстан имеет весьма туманные перспективы, но вот в Великобритании ему точно придется отсидеть за неуважение к суду и за махинации, от которых пострадали британские банки и пенсионные фонды. Конечно, политика политикой, а наглый грабеж своих граждан британцы не оставят без последствий.
Оппозиционный альянс, сложившийся за рубежом, скоро даст трещину. У Аблязова не будет ни сил, ни средств, ни возможностей для ведения активной политической деятельности. По сути дела, останется только один пока еще не пойманный Рахат Алиев, и перед казахстанскими наемниками встанет выбор: или сворачиваться, или переход в подчинение к Алиеву. Насколько можно судить, далеко не всем нравится служить признанному специалисту по душению свободы, и потому большая часть оппозиции может просто разбежаться в разные стороны. Это, конечно, будет полный крах аблязовской оппозиции.