Генеральной прокуратурой рассмотрено Ваше обращение о разъяснении отдельных норм действующего законодательства об образовании.
Статья 26 Закона Республики Казахстан «О Прокуратуре» (далее — Закон) наделяет прокурора правом разъяснять содержание закона.
Вместе с тем, такое разъяснение дается лишь при наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов физическими либо юридическими лицами может повлечь нарушения законов либо прав и свобод гражданина или неограниченного круга лиц (пункт 1 статьи 26 Закона).
На практике данная норма зачастую неправильно трактуется как основание для предварительного согласования с органами прокуратуры предполагаемых к осуществлению действий.
В особенности подобный подход присущ отдельным государственным органам, стремящимся таким способом обезопасить себя от возможных в будущем претензий относительно законности тех или иных действий.
Между тем, соответствующие функции согласно действующему законодательству возлагаются на юридические службы самих государственных органов.
В частности, пропаганда и разъяснение законодательства Республики Казахстан, а также организация правового всеобуча в государственном органе прямо предусмотрены в качестве основных задач юридических служб (пункт 3 Типового положения о юридических службах государственных органов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 9 ноября 2006 года №1072).
На них же возложено обеспечение законности в деятельности государственных органов.
Таким образом, внутренний контроль за обеспечением законности в деятельности государственных органов должен обеспечиваться соответствующими структурными подразделениями самих государственных органов.
Тем не менее, на практике органы прокуратуры при наличии возможности информируют запрашивающие государственные органы о своей юридической позиции по тому или иному вопросу, возникшему в ходе правоприменительной деятельности.
Однако подобное содействие не является обязанностью органов прокуратуры и оказывается в силу осознания общей ответственности за точное и единообразное применение законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики.
С этой точки зрения особое беспокойство вызывают наблюдаемые время от времени попытки под видом обычной переписки о разъяснении норм закона вовлечь органы прокуратуры в разнообразные судебные разбирательства и межведомственные споры либо просто переложить на прокуроров работу собственных юридических служб.
На основании изложенного, Генеральная прокуратура оставляет за собой право не рассматривать по существу обращения о разъяснении содержания закона, исходящие от государственных органов, если:
— неочевидна общественная значимость поднимаемых в обращении вопросов, и необходимость их разрешения носит узковедомственный либо ограниченный по кругу лиц характер;
— имеются признаки недостаточной проработки вопроса силами самого государственного органа либо вышестоящего по отношению к нему органа (касается обращений юридических лиц, подведомственных государственным органам), в первую очередь – его юридическими службами;
— имеются основания полагать, что субъектом обращения утаиваются связанные с вопросом конкретные обстоятельства правоприменительной ситуации.
Начальник Департамента
К. Сейдгапбаров
Источник: Сайт Генеральной прокуратуры РК