Не останавливаясь на достигнутом, в 2010 году высокопоставленный чиновник, чувствуя свою безнаказанность, с целью личной наживы, в составе преступного сообщества (преступной организации) создал ещё одну организованную группу, для проведения заведомо незаконной приватизации объектов коммунальной собственности.
Организованная группа, ответственная за проведение незаконных процедур приватизации объектов государственной собственности, осуществляла свою преступную деятельность под непосредственным руководством наиболее приближенного и преданного высокопоставленного чиновника участника преступного сообщества – Даукенова Б. При этом Даукенов Б.А. предварительно был назначен высокопоставленным чиновником на ответственную государственную должность, а именно первым заместителем акима Атырауской области, что наделяло его обширными властными полномочиями и придавало служебное положение, путем использования которого он мог добиваться от ряда должностных лиц акимата области и города Атырау исполнения своих указаний, в том числе и заведомо незаконных.
Тем самым, назначение Даукенова Б.А. также было заранее продумано высокопоставленным чиновником, так как это обеспечивало влияние Даукенова Б.А. на иных участников организованной группы и других должностных лиц, не связанных с преступным сообществом (преступной организации) единым противоправным умыслом, чьи последующие действия были необходимы высокопоставленному чиновнику для достижения окончательной цели преступной деятельности в виде незаконного обогащения.
Целью вновь созданной организованной группы в составе преступного сообщества(преступной организации), возглавляемого Даукеновым Б.А., являлось извлечение имущественной выгоды и иных преимуществ в результате реализации заведомо определенным юридическим лицам объектов городской и областной коммунальной собственности путем проведения заведомо незаконных процедур приватизации по умышленно заниженным ценам.
В состав организованной преступной группы, возглавляемой Даукеновым Б.А., согласно заранее разработанному преступному плану были включены: начальник ГУ «Управление финансов Атырауской области» Джантемиров Б.Е., заместитель акима области Абдиров А.А., руководитель организованной группы, объявленный в розыск, а также директор ТОО «Батыс Транспорт СИМ» – Алшенов Р.К.
Роль Даукенова Б.А. заключалась в координации и руководстве преступной деятельностью вверенного ему подразделения преступного сообщества.
Кроме того, высокопоставленный чиновник, действуя по заранее продуманному преступному плану, руководя незаконной деятельностью созданного преступного сообщества (преступной организации), заведомо зная о противозаконности своих действий, желал избежать уголовной ответственности, находясь в тени иных членов сообщества. В связи с этим, роль Даукенова Б.А., помимо вышеуказанного, заключалась в доведении до иных членов организованной группы указаний высокопоставленного чиновника и обеспечения их беспрекословного исполнения.
Джантемиров Б.Е., являясь начальником ГУ «Управление финансов Атырауской области», согласно регламентации деятельности подразделений акимата области, являлся руководителем уполномоченного органа управления коммунальной собственностью, в связи с чем его роль, как участника организованной группы, заключалась в исполнении указаний высокопоставленного чиновника и Даукенова Б.А. в виде подготовки документов к приватизации соответствующих объектов государственного имущества, использование несовершенства Законодательства РК в целях избрания способа приватизации с учетом необходимости снижения стоимости объекта, установление порядка процедуры тендеров, а также осуществление иных действий.
Абдиров А.А., занимая должность заместителя акима области, выступая в качестве участника организованной группы, соответственно и преступного сообщества (преступной организации) высокопоставленного чиновника, проявляя преданность последнему, осуществлял роль руководителя тендеров по приватизации объектов, выступая во всех данных конкурсах в качестве председателя тендерной комиссии. При этом, изначально учитывалась высокая должность, занимаемая Абдировым А.А., что позволяло ему оказывать влияние на членов тендерной комиссии при голосовании ими за то или иное вносимое Абдировым А.А. решение, что, в частности, касалось размера снижения стоимости приватизируемого объекта, то есть лоббирования личных корыстных интересов высокопоставленного чиновника. Кроме того, Абдиров А.А. оправдывая доверие к себе со стороны руководителя преступного сообщества высокопоставленного чиновника, с целью исключения причастности последнего к результатам процедур приватизации, преследуя цель реализации корыстного умысла организованной группы, умышленно подписывал в статусе исполняющего обязанности акима области заведомо незаконные постановления акимата области о приватизации соответствующих объектов коммунальной собственности.
Руководитель организованной группы, объявленный в розыск, являясь зятем высокопоставленного чиновника, последним был вовлечен в незаконную деятельность организованной группы и согласно заранее разработанного преступного плана выполнял задачу по подысканию хозяйствующих субъектов Атырауской области, на которых переоформлялись приватизируемое имущество государства. При отведении ему данной роли высокопоставленный чиновник учел неофициальный статус, занимаемый его зятем на территории Атырауской области, а именно наличие у него влияния на ряд хозяйствующих субъектов области, связанное с концентрацией в руках последнего права теневого управления предприятиями, располагавшимися на территории так называемого, «Парка». Данное неофициальное влияние руководителя организованной группы, объявленного в розыск, на различные предприятия стало возможным в связи с назначением высокопоставленного чиновника на высокую государственную должность в качестве руководителя исполнительной власти области и лоббированием последним интересов подконтрольных хозяйствующих субъектов.
Алшенов Р.К., выступая директором ТОО «Батыс Транспорт СИМ», являлся доверенным и преданным лицом брата и зятя акима области, т.е. два руководителя организованной группы, объявленные в розыск, считавшиеся руководителями «Парковских» предприятий и прямыми представителями высокопоставленного чиновника при решении вопросов касательно деятельности хозяйствующих субъектов области. Предприятие, официально возглавляемое Алшеновым Р.К., осуществляло 90% пассажирских перевозок на территории города Атырау, соответственно, доходность деятельности ТОО напрямую было связано с наличием и использованием пассажирских видов транспорта. В этой связи, роль Алшенова Р.К. в качестве участника организованной преступной группы сводилась к представлению интересов ТОО «Батыс Транспорт СИМ» и высокопоставленного чиновника при приобретении в аренду государственных автобусов по заведомо заниженной стоимости найма, а также при последующей приватизации данного объекта коммунальной собственности также по заведомо заниженной стоимости реализации.
Участники перечисленных организованных групп, входящих в состав преступного сообщества (преступной организации), действовали на основе взаимной осведомленности о преступной деятельности других участников сообщества, направленной на достижение единого результата, выражающегося в хищении бюджетных денежных средств, вверенных высокопоставленному чиновнику и совершении иных спланированных им преступлений.
Руководитель организованной группы Даукенов Б.А. и руководители организованной группы, объявленные в розыск, продолжили свое участие в преступном сообществе (преступной организации), созданном и руководимом высокопоставленным чиновником, который на протяжении всего периода его существования занимал устойчивое лидирующее положение среди вышеуказанных руководителей организованных групп, входящих в состав сообщества.
Создав при вышеописанных обстоятельствах устойчивое преступное сообщество (преступную организацию), характеризующееся стабильностью ее состава, тесной взаимосвязью между его участниками, согласованностью совершаемых действий, постоянством форм и методов преступной деятельности и длительностью существования, высокопоставленный чиновник, используя свое служебное положение, осуществлял руководство сообществом.
15 августа 2012 года преступное сообщество (преступная организация) прекратило свое существование, и соответственно, высокопоставленный чиновник прекратил руководство им.
В результате преступной деятельности возглавляемого высокопоставленным чиновником, преступного сообщества (преступной организации), причинен ущерб государству на общую сумму 42 392 312 114 тенге.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 1999 года №1431 полномочия на осуществление приватизации объектов коммунальной собственности возложены на местные исполнительные органы в лице акиматов.
В целях реализации вышеуказанной нормы в ведение одного из структурных подразделений акимата области в лице ГУ «Управление финансов» передано полномочие по осуществлению управления коммунальной собственностью.
В начале августа 2010 года Джантемиров Б.Е., действуя по заранее разработанному преступному плану, под личным контролем высокопоставленного чиновника и руководителя организованной группы Даукенова Б., в интересах организованной группы при отсутствии достаточных поводов и оснований, потребовал от председателя КГП «Атырау Акпарат» Жумагазиева Э.Т. инициировать приватизацию административного здания предприятия, расположенного по адресу: г.Атырау, ул.Ж.Молдагалиева, 29а путем направления соответствующего письма на имя балансодержателя- руководителя ГУ «Управление внутренней политики» Кистаубаевой А.Б.
В качестве основания предложения о приватизации Джантемировым Б.Е. была указана нерентабельность содержания здания, следствием чего является ежегодная убыточность КГП «Атырау Акпарат».
Однако, руководитель КГП «Атырау Акпарат» Жумагазиев Э.Т. достоверно знал, что основной причиной убыточности предприятия являются не расходы по содержанию здания, в связи с чем, длительное время пассивным образом уклонялся от исполнения указания Джантемирова Б.Е.
В свою очередь Джантемиров Б.Е. с целью своевременного исполнения поручений высокопоставленного лица и достижения преступных целей организованной группы, пояснил последнему об уклонении председателя КГП «Атырау Акпарат» от исполнения его указаний.
В связи с этим в августе 2010 года, высокопоставленный чиновник вызвал Жумагазиева Э.Т. в свой рабочий кабинет и лично дал ему указание написать письмо с предложением приватизировать здание предприятия.
Жумагазиев Э., исполняя указание высокопоставленного чиновника, при этом, не ведая о преступных целях последних, 16 августа 2010 года направил на имя начальника ГУ «Управление внутренней политики» Кистаубаевой А.Б. письмо с предложением приватизировать административное здание КГП «Атырау Акпарат» в связи с нерентабельностью его содержания.
В тот же день, Джантемиров Б.Е. действуя в интересах организованной группы, осуществляя разработанный ею преступный план, потребовал от Кистаубаевой А.Б. направления аналогичного письма на имя руководителя аппарата акима области – Керимова А.А., мотивируя свое требование указанием высокопоставленного чиновника.
Кистаубаева А.Б., фактически не являясь подчиненной начальника ГУ «Управление финансов» Джантемирова Б.Е. и не обязанной исполнять указания последнего, достоверно зная о противоправности приватизации вышеуказанного объекта коммунальной собственности, воспротивилась данному требованию и уточнила данное поручение у Керимова А.А.
В свою очередь, Керимов А.А. подтвердил требование Джантемирова Б.Е. и, злоупотребляя должностными полномочиями, дал указание Кистаубаевой А.Б. направить на его имя письмо с предложением приватизировать административное здание КГП «Атырау Акпарат».
Таким образом, Кистаубаева А.Б., не ведая о преступных планах высокопоставленного чиновника, 16 августа 2010 года была вынуждена направить письмо в адрес акимата области с предложением приватизировать здание КГП «Атырау Акпарат».
В этот же день Керимов А.А., предвидя причинение вреда интересам государства, не имея на то достаточных законных оснований и технико-экономических предпосылок, действуя по согласованию с начальником ГУ «Управление финансов Атырауской области» Джантемировым Б., имея согласно должностных обязанностей властные полномочия над местными исполнительными органами, направил письмо, полученное от Кистаубаевой А.Б. с поручением подготовки продажи указанного объекта на имя начальника Управления финансов области Джантемирова Б.Е.
По результатам рассмотрения ходатайства Кистаубаевой А. и Керимова А., ГУ «Управление финансов», осуществляя заранее запланированные действия, в нарушении Регламента работы акиматов областей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24 апреля 2001 г. за №546, без рассмотрения на заседании акимата области, также 16 августа 2010 года подготовлен проект постановления акимата о приватизации административного здания и земельного участка КГП «Атырау Акпарат», с пояснительной запиской за подписью Джантемирова Б. с заведомо ложным обоснованием причин приватизации.
При этом, высокопоставленный чиновник с целью избежания ответственности, поручил подписать постановления акимата руководителю организованной группы Даукенову Б.А., который, желая реализации единого преступного умысла, дал свое согласие.
С этой целью высокопоставленный чиновник, убывая в тот же период в служебную командировку, подписал распоряжение, которым возложил обязанности акима области на Даукенова Б.А.
Руководитель организованной группы Даукенов Б.А., действуя согласно отведенной ему роли и в интересах преступного сообщества, исполняя обязанности акима Атырауской области, умышленно игнорируя названное Постановление Правительства РК, без проведения заседания акимата области и процедуры рассмотрения, обсуждения и голосования, с целью незаконного обогащения путем причинения вреда интересам государства, 23 августа 2010 года подписал постановление акимата области №204, согласно которому принято решение о приватизации административного здания и земельного участка КГП «Атырау Акпарат».
Согласно оценки указанного имущества независимой оценочной компанией ТОО «Атырау Сити», установлено, что рыночная стоимость административного здания и земельного участка КГП «Атырау Акпарат» составляет 506 786 000 тенге.
В целях дальнейшего исполнения постановления акимата Атырауской области и извлечения наибольшей выгоды для себя и членов преступного сообщества, участник организованной группы Джантемиров Б.Е., без наличия на то оснований, способом проведения тендера установил инвестиционный конкурс без установления нижнего предела стоимости.
Кроме того, распоряжением исполняющего обязанности акима области Даукенова Б.А. №295-р от 6 сентября 2010 года, подписанным последним по указанию высокопоставленного чиновника и с целью реализации преступного плана, председателем тендерной комиссии назначен заместитель Акима области Абдиров А.А., который, действуя в рамках и в соответствии с целями преступной группы, с использованием своего служебного положения, контролировал ход конкурса и обеспечивал реализацию объекта коммунальной собственности по заранее оговоренной заниженной стоимости соответствующему предприятию, вовлеченному руководителем организованной группы, объявленным в розыск.
С целью реализации преступного плана приватизации объекта заранее известным предприятием, начальник ГУ «Управление финансов» Джантемиров Б.Е. обеспечивал отсутствие заявок для участия в конкурсе.
6 сентября 2010 года в ходе проведения первого заседания комиссии, с целью придания фиктивной легитимности процедуры тендера, по предложению Джантемирова Б.Е. и председателя комиссии Абдирова А.А. принято решение об установлении стартовой стоимости объекта, равной 563 160 000 тенге.
Мотивируя отсутствием заявок на покупку коммунального имущества, в ходе второго заседания комиссии от 22 сентября 2010 года, по предложению участника организованной группы Абдирова А.А., действовавшего в целях реализации противоправного умысла организованной преступной группы, согласно плана заранее согласованного с высокопоставленным чиновником, стоимость здания КГП «Атырау Акпарат» снижена до 281 580 000 тенге.
По аналогичным выдуманным причинам, в ходе третьего заседания комиссии от 8 октября 2010 года, по предложению председателя комиссии Абдирова А.А. стоимость объекта в очередной раз необоснованно снижена до 205 000 000 тенге.
При этом, Джантемиров Б.Е., действуя в целях реализации противоправного умысла организованной преступной группы, после максимального снижения стоимости объекта, с целью создания мнимой конкурентной среды, поручил руководителю организованной группы, объявленного в розыск, представить на конкурс не менее 2 предприятий.
После чего, 26 октября 2010 года в тендере по приватизации административного здания КГП «Атырау Акпарат» приняло участие два потенциальных покупателя, а именно ТОО «Мистоль» с ценовым предложением 206 000 000 тенге и ТОО «Мунай Курылыс Сервис» с заведомо меньшим ценовым предложением – 205 500 000 тенге.
В результате проведения тендера по приватизации указанного объекта коммунальной собственности, с наибольшим ценовым предложением равным 206 000 000 тенге победителем признано ТОО «Мистоль», поэтому 5 ноября 2010 года между ТОО «Мистоль» и ГУ «Управление финансов Атырауской области» заключен договор о купле-продаже административного здания и прилегающей территории КГП «Атырау Акпарат» на указанную сумму.
В результате осуществления вышеописанной незаконной приватизации коммунального имущества, действиями подсудимых Даукенова Б.А., Керимова А.А., Абдирова А.А., Джантемирова Б.Е. государству причинены тяжкие последствия в виде ущерба охраняемым законом интересов государства в особо крупном размере на сумму 425 902 516 тенге.
Далее, организованная группа в составе преступного сообщества, продолжая свои преступные цели дальнейшего незаконного обогащения путем противоправного завладения коммунальной собственностью, незаконно приватизировала типографическое оборудование КГП «Атырау Акпарат».
Так, в начале ноября 2010 года участник преступной организации Джантемиров Б.Е., действуя по заранее разработанному преступному плану, под личным контролем высокопоставленного чиновника и руководителя организованной группы Даукенова Б.А., при отсутствии достаточных поводов и оснований, потребовал от председателя КГП «Атырау Акпарат» Жумагазиева Э.Т. инициировать приватизацию типографического оборудования КГП «Атырау Акпарат» путем направления соответствующего письма на имя руководителя аппарата акима Атырауской области Керимова А.А.
При даче вышеописанного указания Джантемиров Б.Е., как и в случае с приватизацией здания КГП «Атырау Акпарат», мотивировал это непосредственным поручением высокопоставленного чиновника.
К этому моменту, начальник ГУ «Управление финансов» Джантемиров Б.Е., достоверно знал о завершенности приватизации здания КГП «Атырау Акпарат» и принадлежности данного объекта к ТОО «Мистоль», поэтому в качестве основания написания письма потребовал от Жумагазиева Э.Т. указать обстоятельство в виде улучшения экономического состояния КГП «Атырау Акпарат».
Жумагазиев Э.Т., находясь в непосредственной служебной зависимости от высокопоставленного чиновника, будучи не осведомленным о преступных планах последнего и иных членов преступного сообщества, 9 ноября 2010 года был вынужден направить в адрес Керимова А.А. требуемое от него письмо с предложением приватизировать типографическое оборудование КГП «Атырау Акпарат».
В этот же день, Керимов А.А., предвидя причинение вреда интересам государства, не имея на то достаточных законных оснований и технико-экономических предпосылок, действуя в предварительном сговоре с начальником Управления финансов области Джантемировым Б. и другими должностными лицами акимата Атырауской области, имея согласно должностных обязанностей властные полномочия над местными исполнительными органами, направил письмо, полученное от Жумагазиева Б.Е. с поручением подготовки продажи указанного объекта на имя Джантемирова Б.Е.
По результатам рассмотрения ходатайства Жумагазиева Э.Т., начальник ГУ «Управление финансов» Джантемиров Б.Е., в нарушение Регламента работы акиматов областей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24 апреля 2001 г. за №546, без рассмотрения на заседании акимата области, 11 ноября 2010 года подготовил проект постановления акимата о приватизации типографического оборудования КГП «Атырау Акпарат», с пояснительной запиской с заведомо ложным обоснованием причин приватизации.
При этом, действуя по разработанной схеме исключения официальной причастности высокопоставленного чиновника в процедуре противоправной приватизации, в целях избежания ответственности последнего за незаконные действия по завладению государственным имуществом, постановление акимата области №294 от 11 ноября 2010 года о приватизации объекта коммунальной собственности подписано исполняющим обязанности акима области Абдировым А.А., являющимся участником организованной группы.
Противоправными действиями членов преступного сообщества, в частности организованной группы, возглавляемой Даукеновым Б.А., куда входил ряд вышеуказанных должностных лиц акимата области, грубо нарушены охраняемые законом интересы общества и государства.
Согласно ст. 96 Закона РК от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее Закон), «объектами приватизации являются производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация которых не нарушает замкнутый технологический цикл».
В свою очередь, КГП «Атырау Акпарат» было создано согласно постановлению акимата области №3 от 11 июня 2001 года в качестве специализированного предприятия, одной из уставных видов деятельности которого является «изготовление печатно-полиграфической продукции».
Соответственно приватизация типографического оборудования, принадлежащего КГП «Атырау Акпарат», прямым образом отразилась на технологическом цикле деятельности данного предприятия.
В случае действительного намерения высокопоставленного чиновника и иных должностных лиц акимата области, причастных к незаконной приватизации, оздоровить финансовое состояние КГП «Атырау Акпарат», данное предприятие должно было приватизироваться в виде имущественного комплекса.
Однако, согласно ст.96 ч.2 Закона «решение о приватизации предприятий как имущественных комплексов принимается Правительством Республики Казахстан».
Тем самым, КГП «Атырау Акпарат» умышленно не приватизировано в виде имущественного комплекса по причине преследования участниками преступного сообщества противоправных намерений и целей в виде извлечения незаконной выгоды для себя и других лиц в результате противоправного завладения объектом коммунальной собственности.
В результате проведения ГУ «Управление финансов» оценки указанного имущества независимой оценочной компанией ТОО «Союз независимых экспертов», установлено, что рыночная стоимость типографического оборудования КГП «Атырау Акпарат» в количестве 54 единиц составляет – 77 447 480 тенге.
В целях исполнения постановления акимата Атырауской области и реализации преступного умысла, направленного на незаконное обогащение, Джантемировым Б.Е., без наличия на то оснований, по указанию высокопоставленного чиновника при составлении проекта постановления акимата, способом проведения тендера установлен аукцион английским методом.
Участник организованной группы Джантемиров Б.Е. достоверно зная, что объект коммунальной собственности будет реализован одному из предприятий, вовлеченных руководителем организованной группы, объявленного в розыск, по указанию руководителя преступного сообщества- высокопоставленного чиновника, связи с чем, при установлении метода аукциона, участниками преступной организации, изначально был запланирован переход на голландский метод с понижением стоимости объекта. Тем самым, данные умышленные действия членов преступной группы были направлены на максимальное извлечение незаконной выгоды в результате реализации объекта государственной собственности по заведомо заниженной стоимости.
Кроме того, по указанию высокопоставленного лица и с целью реализации преступного плана, распоряжением исполняющего обязанности акима области Даукенова Б.А. №433-а-р от 30 ноября 2010 года, председателем тендерной комиссии назначен участник организованной группы Абдиров А.А., который, с использованием своего служебного положения, контролировал ход конкурса и обеспечивал реализацию объекта коммунальной собственности по заранее оговоренной заниженной стоимости предприятию, вовлеченному руководителем организованной группы, объявленного в розыск.
С целью реализации приватизируемого объекта заранее известному предприятию, Джантемиров Б.Е. обеспечивал отсутствие заявок для участия в конкурсе.
13 декабря 2010 года в ходе проведения первого заседания комиссии, с целью придания фиктивной легитимности процедуры конкурса, по предложению Джантемирова Б.Е. и председателя комиссии Абдирова А.А. принято решение об установлении стартовой стоимости объекта, равной 77 333 000 тенге.
При проведении второго заседания конкурсной комиссии от 30 декабря 2010 года, в связи с отсутствием зарегистрированных участников аукциона, объект повторно с той же стартовой стоимостью выставлен на очередной этап конкурса.
27 января 2011 года при проведении третьего заседания комиссии, в связи с повторным отсутствием участников конкурса, Абдировым А.А. и Джантемировым Б.Е., по указанию высокопоставленного чиновника принято решение сменить метод конкурса на голландский метод. После, комиссией, согласно законодательству РК, была установлена стартовая стоимость в сумме 10-ти кратного размера первоначальной стоимости.
Участники преступной группы в лице Абдирова А.А. и Джантемирова Б.Е., под общим руководством высокопоставленного лица, в целях реализации своего преступного плана, установили заранее оговоренную, явно заниженную стоимость в размере 25 000 000 тенге, по которой оборудование типографии должно было быть реализовано в адрес предприятия, заранее вовлеченного руководителем организованной группы, объявленного в розыск.
15 февраля 2011 года в ходе проведения очередного заседания комиссии по приватизации оборудования КГП «Атырау Акпарат» путем голландского метода, на снижении стоимости объекта до 25 000 000 тенге победителем признано ТОО «Управление строительства — 99».
18 февраля 2011 года между ГУ «Управление финансов» и ТОО «Управление строительства — 99» заключен договор купли-продажи коммунальной собственности на указанную стоимость.
Данными действиями подсудимых Даукенова Б.А., Керимова А.А., Абдирова А.А., Джантемирова Б.Е., злоупотребивших служебными полномочиями, государству причинен ущерб на сумму 250 183 248 тенге, что является тяжкими последствиями и нарушением охраняемых законом интересов государства.
Организованная группа в составе преступного сообщества, продолжая осуществлять по преступному плану незаконное завладение коммунальной собственностью, в октябре 2010 года его участником Джантемировым Б.Е., при отсутствии достаточных поводов и оснований, потребовано от балансодержателя КГП «Хозяйственное управление аппарата акима Атырауской области» (далее – КГКП «ХозУ») Садикова Ж.К. инициировать приватизацию здания пристройки к зданию акимата области, по адресу: г. Атырау ул. Айтеке би 77, путем направления соответствующего письма на имя руководителя аппарата акима Атырауской области Керимова А.А., мотивировав это указанием последнего.
Садиков Ж.К., предвидя незаконность приватизации объекта коммунальной собственности, будучи не осведомленным о преступном умысле участника преступного сообщества Джантемирова Б.Е., не разделяя необходимость приватизации части пристройки к зданию акимата области, а также считая необходимым передать данное помещение на баланс иного государственного учреждения для более эффективного использования, воспротивился исполнить указание Джантемирова Б.Е. и направил на имя Керимова А.А. письмо с предложением передачи объекта на баланс иного учреждения без фактического отчуждения из коммунальной собственности.
Керимов А.А., получив данное обращение Садикова Ж.К., осознавая невозможность осуществления приватизации без наличия инициативы со стороны балансодержателя, в целях беспрекословного исполнения указания высокопоставленного чиновника, лично потребовал от Садикова Ж.К. направления в его адрес письма с указанием отчуждения объекта из коммунальной собственности именно путем его приватизации, то есть передачи в конкурентную среду.
Так как Садиков Ж. находился в зависимом служебном положении от последнего, поэтому он вынужденно 12 октября 2010 года обратился к последнему с письмом о снятии с баланса КГКП «ХозУ» указанного здания путем его приватизации.
В этот же день, Керимов А., основываясь на данном письме, с целью извлечения выгод и преимуществ для себя, желая показать себя в качестве исполнительного работника в глазах высокопоставленного чиновника, предвидя причинение вреда интересам государства, не имея на то никаких законных оснований и предпосылок, направил служебную записку о необходимости приватизации указанного объекта на имя первого заместителя акима Атырауской области Даукенова Б.А. Последний, в соответствии с целями преступного сообщества, поручил рассмотрение вопроса о приватизации указанного объекта, в соответствии с заранее разработанным планом, начальнику ГУ «Управление финансов» Джантемирову Б.Е.
По результатам рассмотрения ходатайств Джантемиров Б., действуя по заранее разработанной преступной схеме, в нарушение Регламента работы акиматов областей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24 апреля 2001 года за № 546, без рассмотрения на заседании акимата области, подготовил проект постановления акимата о приватизации части пристройки, с пояснительной запиской с фиктивным обоснованием причин приватизации.
При этом, высокопоставленный чиновник, предвидя возможные негативные последствия для себя в случае изобличения противозаконных действий, с целью ухода от ответственности, поручил подписание постановления акимата руководителю организованной группы Даукенову Б.А. в статусе исполняющего обязанности акима области, который проявляя беспрекословную преданность последнему и желая скорейшего незаконного обогащения, дал свое согласие.
С этой целью 25 января 2011 года высокопоставленный чиновник, убывая в служебную командировку, подписал распоряжение №20-о, которым возложил обязанности акима области на Даукенова Б.А.
Руководитель преступной группы Даукенов Б.А., действуя согласно отведенной ему роли и в соответствии с разработанным планом, с целью корыстного обогащения, являясь исполняющим обязанности акима Атырауской области, умышленно игнорируя указанные нарушения, без проведения заседания акимата области и процедуры голосования, 29 декабря 2010 года подписал постановление акимата области №364, согласно которому принято решение о приватизации помещения цокольного и первого этажей пристройки балансовой стоимостью 159 339 878 тенге вместе с соответствующей земельной долей, стоимостью 3 139 508 тенге и 74 единицами оборудования, стоимостью 5 139 107 тенге.
В целях реализации мероприятий по приватизации распоряжением и.о. акима области Ажгалиевой А.Т. от 27 января 2011 года №26-р создана комиссия по организации и проведению торгов под председательством заместителя акима области Абдирова А.А., в состав которого вошли начальник ГУ «Управление Финансов» Джантемиров Б.Е. и его заместитель Демегенов С.Ж.
Роль участника организованной преступной группы Абдирова А.А. в качестве председателя комиссии заключалась в контролировании хода конкурса и обеспечении реализации объекта коммунальной собственности по заранее оговоренной заниженной стоимости соответствующему предприятию, вовлеченному руководителем организованной группы, объявленного в розыск, по указанию высокопоставленного чиновника.
31 января 2011 года по рекомендации тендерной комиссии на основании заранее оговоренного предложения председателя комиссии Абдирова А.А. начальник ГУ «Управление финансов» Джантемиров Б., умышленно, предвидя причинение вреда государству и желая этого, действуя вопреки интересам службы, в целях извлечения выгод и преимуществ для высокопоставленного чиновника и преступного сообщества, подписал приказ № 6, которым утверждено проведение инвестиционного тендера по приватизации пристройки и иного имущества со стартовой ценой в 164 799 000 тенге.
Данное решение принято с целью продажи объекта коммунальной собственности по стоимости значительно ниже рыночной, и нанесения ущерба государству, так как реализация объекта путем проведения инвестиционного тендера предполагает отсутствие закрепленной законодательством РК минимальной цены, ниже которой объект не мог быть продан.
С целью реализации преступного плана приватизации объекта заранее известным предприятиям, Джантемиров Б.Е. обеспечивал отсутствие заявок для участия в конкурсе.
Мотивируя отсутствием заявок на покупку коммунального имущества, по рекомендации комиссии в дни проведения тендеров, т.е. 15 февраля 2011 года и 4 марта 2011 года Джантемировым Б.Е. умышленно подписаны приказы за №9 и №12. Последним приказом, цена объекта снижена до 17 000 000 тенге.
При этом Джантемиров Б.Е. после максимального снижения стоимости объекта, создавая мнимую конкурентную среду, поручил руководителю организованной группы, объявленного в розыск, представить на конкурс не менее 2 предприятий.
В ходе проведения очередного заседания тендерной комиссии от 25 марта 2011 года ТОО «Каспий Строй Экстра» с ценовой заявкой 17 050 000 тенге признано победителем.
28 марта 2011 года между ГУ «Управление финансов» в лице Джантемирова Б.Е. и ТОО «Каспий Строй Экстра» заключен договор купли-продажи на сумму 17 050 000 тенге.
Впоследствии, по указанию высокопоставленного чиновника и руководителя организованной группы, объявленного в розыск, указанный объект был реализован без проведения фактической оплаты в ТОО «Мистоль», директором и соучредителем которого являлось доверенное лицо последнего — Алдабергенов А.
Данными действиями подсудимых Даукенова Б.А., Керимова А.А., Абдирова А.А., Джантемирова Б.Е., высокопоставленного лица и других членов преступного сообщества, причинены тяжкие последствия в виде ущерба государству в особо крупном размере на сумму 149 849 333 тенге.