1) Тема Семипалатинского ядерного полигона и его негативное воздействие на жителей Восточного-Казахстана никогда не остается без внимания. Эта проблема ни только национального, но и мирового масштаба. Актуальность и важность данной темы предопределяет необходимость в дополнительном исследовании и совершенствовании законодательства Республики Казахстан по данному направлению.
Плачевная обстановка на Востоке региона Казахстана связана с тем, что после ионизированного воздействия Семипалатинского полигона, зарегистрированы массовые проблемы возникновения онкологических заболеваний, различных физических уродств тела, ишемических болезней сердца, увеличение числа смертности младенцев, помимо этого, из поколения в поколение рост заболеваний не уменьшается.
Правовые нормы касательно лиц, пострадавших от ядерного полигона, не действуют в полной мере на территории Республики Казахстан. В настоящее время в отношении жителей Восточного региона предусмотрены только льготы в предоставлении экологического отпуска и санаторно-курортного лечения. В последнем случае, необходимо предоставить определенный перечень документов, чтобы получить путёвку и ждать своей очереди. Лица, пострадавшие от полигона, имеют экологическое удостоверения и имеют право на получение единовременной экологической денежной компенсации. Опыт стран, где имело потрясающее мировое событие «Хиросима и Нагасаки», а также ядерные испытания в Америке, показывают, что пострадавшее население пользуется широким спектром льгот и денежных пособий. Учитывая выше сказанное, хочется ответить на вопрос: «Чтобы я поменяла в законодательстве Казахстана?»:
В Трудовом Кодексе РК в главу 8. «Время отдыха» включить императивную норму следующего характера:
«Лицам, пострадавшим от воздействия Семипалатинского ядерного полигона, предоставляется экологический отпуск на всей территории Республики Казахстан независимо от проживания, в сроки и порядки предусмотренным установленным законодательством РК». Почему нужна данная правовая норма? Практика показывает, что норма о предоставлении экологического отпуска действует только на территории ВКО, зачастую работодатели в других регионах не соблюдают нормы законодательства о Семипалатинском ядерном полигоне, ссылаясь на то, что это касается только Восточного региона. Закрепление данной нормы в императивном порядке позволит точно и неукоснительно соблюдать трудовое законодательство. Что это даст? Восторжествует объективно справедливое отношение в отношение жителей Восточного региона, пострадавших от полигона. Создадутся социально благоприятные условия для получения отпуска в отношении лиц, пострадавших от полигона, независимо где они будут проживать и работать.
Так, например в некоторых городах Российской Федерации, жители Восточного региона, пострадавшие в результате Семипалатинского ядерного полигона, при подтверждении своего статуса в качестве пострадавшего, предъявив экологическое удостоверение, имеют льготы на проезд, медицинское обслуживание, питание, жильё. Данный опыт имеет положительный эффект и по нашему мнению его необходимо внедрить в законодательство РК.
2) Также целесообразно совершенствовать национальное законодательство о здравоохранении по вопросу предоставления квот на получение специализированного лечения. В частности, устранить бюрократизм и волокиту при получении квот! Вы знаете, чтобы получить квоту на лечение, нужно собрать столько анализов и медицинских обследований, причем все сведения о сданных анализах имеют определенный срок, как правило не более семи дней. Помимо этого, когда вы пребываете по квоте в лечебное учреждение, вы заново проходите все медицинские обследования, чтобы подтвердить или опровергнуть факт болезни. Полномочиями по выдаче квот обладают местные исполнительные органы, в частности департаменты и управления здравоохранения на местах. Итак, «Чтобы я поменяла в законодательстве Казахстана?»:
В Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработать и включить новый раздел «Квотирование». Предусмотреть в данному разделе правовой статус пациента и медицинского учреждения по предоставлению квот, а также участия зарубежных медицинских организаций. Также внести императивные нормы следующего характера:
«При установлении факта болезни, требующего специализированного лечения, предоставляется квота, гарантирующая право на получение комплекса бесплатного медицинского обследования и лечения. Квота предоставляется непосредственно в медицинском учреждении, где установлен факт болезни». Кроме этого, целесообразно включить норму следующего характера: «В средствах массовой информации, а также в медицинских учреждениях публикуются сведения о количестве предоставляемых квот по направлениям и наименования учреждений, предоставляющих специализированное лечение на квотной основе». Также предусмотреть льготный проезд на все виды транспорта при направлении в лечебное учреждение по квоте. Многие сложные операции проводятся зарубежом, поэтому необходимо обеспечить возможность иностранного квотирования граждан Казахстана для проведения необходимого лечения. Ведь только представьте себе, что испытывает мать, когда ребенок медленно умирает на её глазах, и судьба ребёнка зависит от людей «в белых халатах», которые могут помочь ему только заграницей. СМИ периодически призывает помогать людям, нуждающимся в финансовом обеспечении для проведения сложных операций зарубежом. Для таких случаев, считаем что государству нужно создать дополнительный резервный фонд для оказания медицинской помощи, особенно для детей из малообеспеченных семей. Почему необходимы данные правовые изменения? Количество предоставления квот на получение специализированного лечения как правило ограничено. Поэтому, эффективней будет, если процесс предоставления квот будут решать на местах в медицинских учреждениях, а не сосредотачиваться только в руках местных исполнительных органов. Необходимо предотвратить соблазн коррупционным проявлениям. Кроме того, казахстанцы должны обладать всей необходимой информацией, где и какое лечение можно получить на квотной основе в той, или иной медицинской организации. Необходимо повышать качество и уровень здравоохранения, в том числе медицинского обслуживания на квотной основе. Это возможно будет только при совершенствовании законодательства в области здравоохранения. Что это даст? Закончатся «бесконечные походы» тяжело больных людей и лиц, нуждающихся в специализированном лечении на квотной основе. Информированность и доступность квот — залог формирования доверия населения к медицинским организациям. Как говорится: «Здоровое поколение — здоровая нация!»
3) Уважаемый глава государства Нурсултан Абишевич в ежегодном Послании народу Казахстана на 2014 год отметил следующее: «….надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, — наш долг перед собой и обществом. Во всем мире этим занимаются. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Я еще раз обращаюсь ко всему нашему бизнесу оказать им содействие в трудоустройстве. Также можно рассмотреть возможность введения специальной квоты на 5-10 человек». В целях реализации данного положения, указанного в послании Президента РК, мы предлагаем:
В ст. 147 «Права и обязанности работодателя при трудоустройстве» Трудового Кодекса РК включить п. 3 следующего характера:
3. «Работодатель самостоятельно устанавливает квоту для трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. Количество квотных мест для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями в государственные организации устанавливаются Правительством РК». Почему нужна данная правовая норма? Необходимо проявить заботу и создать равноправное положения для граждан с ограниченными возможностями. Реализация данного положения по посланию Президента РК возможно будет только в том случае, если данные предложения включить в обязательном порядке. Что это даст? Создадутся новые рабочие места для лиц с ограниченными возможностями, будут удовлетворены их материальные и духовные потребности, появиться «вера в себя и в свои силы».
В заключение мне бы хотелось сказать, что все мы с вами строим справедливое социальное и правовое государство. И как патриот своей страны, мне хочется верить, что наше суверенное государство в ближайшем будущем войдет в пятерку лучших стран мира по социальной справедливости и созданию благоприятных условий для своего населения!
Абраменко О.Ю., юрист