24 декабря т.г. Главой Государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», который вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Принятым законодательным актом существенно изменены подходы к процедуре регистрации юридических лиц.
Закон направлен на совершенствование процедуры создания бизнеса, создание благоприятных условий для предпринимательства в стране и предусматривает целый комплекс мер по минимизации и устранению административных барьеров.
Основным новшеством Закона является переход от разрешительного к уведомительному порядку регистрации юридических лиц со статусом малого предпринимательства.
Для регистрации указанным способом предпринимателю будет достаточно оплатить регистрационный сбор и уведомить регистрирующий орган. Основания отказа, закрепленные статьей 11 Закона о регистрации, в данном случае не применяются.
Уведомление заполняется на портале «электронного правительства», где можно будет также произвести платеж (через «платежный шлюз») или прикрепить к уведомлению сканированную копию платежного документа (квитанции).
Регистрация будет проводиться автоматически в Государственной базе данных «Юридические лица», подтверждением завершения которой станет получение электронной справки о регистрации юридического лица с присвоенным бизнес-идентификационным номером (БИН), соответственно исключается необходимость обращения в регистрирующий орган (ЦОН) за получением документов.
Значимым шагом в данном направлении можно отметить отмену представления при регистрации ряда бумажных документов.
Так, отменена необходимость представления в регистрирующий орган документа, подтверждающего местонахождение юридического лица и справки об отсутствии налоговой задолженности (участника являющегося юрлицом).
Для субъектов частного предпринимательства (за исключением акционерных обществ) – отменено требование о предоставлении устава.
С целью сокращения времени на оформление регистрационной процедуры и снижения административного бремени действующая бумажная форма свидетельства о регистрации заменена электронной справкой, которая может быть распечатана юридическим лицом на портале «электронного правительства» самостоятельно, либо можно в ЦОН-е получить.
Комплекс предлагаемых мер обеспечивает возможность открытия бизнеса в течение 1 дня, что также закреплено в Законе о регистрации юрлиц (сроки регистрации для некоммерческого сектора и акционерных обществ сохранены в действующей редакции). В настоящее время на регистрационную процедуру отводится 7 дней.
Также упрощен порядок регистрации прекращения деятельности юридического лица.
Так, из перечня документов, требуемых при регистрации прекращения деятельности юридических лиц исключены: ликвидационный баланс и решение об его утверждении, а также справка налоговых органов об отсутствии задолженности перед бюджетом.
Процесс проверки наличия (отсутствия) задолженности полностью автоматизирован и будет производится при взаимодействии ведомственных информационных систем органов юстиции и налоговых органов.
Это позволило сократить срок регистрации прекращения деятельности с 10 до 5 рабочих дней.
Законом конкретизированы отдельные процедуры это – в отдельную статью выведена процедура реорганизации юридического лица и регламентирована процедура внесения изменений в учредительные документы юрлиц и случаи их регистрации.