Всем хорошо известно, что коррупция является основным «тормозом» развития любого государства, в том числе и Казахстана. Одним из основополагающих звеньев построения демократического общества в Казахстане на современном этапе является борьба с коррупцией. В последнее десятилетие Президент Страны в ежегодных посланиях Народу Казахстана, на совещаниях с государственными чиновниками любого уровня уделяет особое внимание борьбе с коррупцией, свидетелями чего являемся мы с Вами. Изучая вновь принимаемые Законы, Программы, Послания и идеи Президента и Правительства Казахстана по повышению благосостояния рядовых казахстанцев осознаешь, что не все задуманное Президентом и Правительством в точности исполняется на местах, не все «копейки» из государственного бюджета доходят до населения. Очевидно, что если бы все государственные служащие профессионально, своевременно и точно исполняли свои функциональные обязанности и претворяли в жизнь все программы, меры и идеи Президента Страны по развитию государства и общества, Казахстан по своему развитию и уровню жизни населения давно бы находился на равных с самыми развитыми государствами мира. Между Президентом, как Главным государственным служащим и простым народом имеется n-ое количество государственных служащих, часть из которых, к сожалению, не чисты на руку и повязли в коррупции. Основным ядром коррупции является корысть, намерение поживиться за счет государства. Кроме того, коррупция как общественное явление является основной причиной правового нигилизма и негативного отношения населения к государственному аппарату.
В настоящее время борьба с коррупцией в Казахстане на правовом уровне регулируется Конституцией и Законами РК, в частности Законом РК «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года. Однако, по моему субъективному мнению, действующее законодательство в сфере борьбы с коррупцией не совершенно и в него целесообразно внести некоторые из ниже приведенных дополнений:
— ужесточение ответственности для государственных служащих корпуса «А», которые занимают ответственные государственные посты. Совершение коррупционных преступлений государственными служащими указанной категории представляет собой повышенную общественную опасность и они наносят наиболее существенный вред интересам общества и государства. В качестве санкции за совершение коррупционных преступлений целесообразно на законодательном уровне закрепить следующие меры наказания: 1) пожизненный запрет на занятие ответственных государственных должностей; 2) конфискацию имущества у близких родственников государственного служащего. При этом конфискации должно подлежать только то имущество близких родственников, которое было приобретено во время занятия государственным служащим ответственной государственной должности. Всем известно, что государственные служащие с целью скрыть свои реальные расходы оформляют полученное незаконным путем имущество (дорогие автомобили, недвижимость) на своих близких родственников. Кроме того, отечественным законодателям необходимо проработать правовую процедуру и обеспечить реальную возможность конфискации имущества, находящегося за рубежом, а также наложения ареста на денежные счета, открытые в зарубежных банках;
— все уголовные дела по обвинению государственных служащих, занимающих ответственную государственную должность, в судах должны рассматриваться только коллегиально (не менее 3 судей) и с участием присяжных заседателей, при этом на судебные разбирательства должны привлекаться судьи из других регионов Казахстана. Кроме того, государственные обвинители для участия в рассмотрении уголовных дел в судах должны также привлекаться из других регионов республики. Считаю, что данная мера позволит максимально объективно рассматривать уголовные дела о коррупционных преступлениях и обеспечит принцип неотвратимости наказания;
— поощрять первых руководителей государственных органов и организаций при их непосредственном участии в изобличении подчиненных должностных лиц в совершении коррупционного деяния. В настоящее время в Казахстане существует практика, когда в случае выявления фактов коррупции или задержания коррумпированных сотрудников их непосредственные руководители подают в отставку, привлекаются к дисциплинарной ответственности или увольняются с занимаемой должности. Считаю, что данные меры не оправданы. Необходимо наоборот поощрять первых руководителей государственных органов и организаций при каждом выявлении ими или при их непосредственном участии в выявлении коррумпированных подчиненных сотрудников, если не будет доказано, что коррупционное правонарушение или преступление, стало возможным вследствие превышения или злоупотребления ими своих функциональных обязанностей. Все первые руководители будут осознавать, что в случае выявления коррупционного факта они не будут подвергнуты к негативным последствиям. Данная мера позволит руководителям государственных органов и организаций самим активно выявлять коррумпированных сотрудников и соответственно, они не будут укрывать их от правоохранительных органов, опасаясь наступления негативных правовых последствий для них самих;
— запретить на законодательном уровне увольнение с занимаемой должности лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавших содействие в борьбе с коррупцией, в течении 3 лет со дня сообщения ими о коррупционном правонарушении или преступлении, за исключением случаев увольнения данного лица по собственному желанию или в случае совершения ими коррупционного деяния;
— предоставить указанным лицам право на перевод на другую равнозначную должность в этом же государственном органе (или в структурном подразделении государственного органа по всей территории РК). При этом выбранная должность должна исключать прямое должностное подчинение лицу, в отношении которого заявитель сообщил в правоохранительные органы о факте коррупции;
— запретить правоохранительным органам разглашение информации о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией или сообщившем о коррупционном деянии, на стадии уголовного процесса, а также в течении 10 лет после его окончания;
— активно стимулировать к сотрудничеству и материально поощрять лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказавших содействие в борьбе с коррупцией. В качестве одной из мер считаю целесообразным закрепить в законодательстве материально поощрять лиц с привязкой к МРП в зависимости от размера материального ущерба и тяжести преступления, о котором стало известно правоохранительным органам от лица, сообщившем о коррупционном преступлении. При этом материальное поощрение лиц, должно осуществляться за счет государственных служащих, признанных судом виновными в совершении коррупционного преступления.
Считаю, что только кардинальные меры в борьбе с коррупционной преступностью повысят ее эффективность и сыграют превентивную роль.
Благодарю за внимание!
Омаров З.А., юрист