А. Шолимова,
судья Специализированного межрайонного
экономического суда г. Астаны
В ст. 12 Закона РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года одним из способов осуществления государственных закупок является запрос ценовых предложений. Как показывает судебная практика, этот способ наиболее распространен.
Государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, при этом решающим условием является цена.
Ст. 31 Закона подробно регламентирован порядок организации и проведения государственных закупок способом запроса ценовых предложений, в том числе порядок публикации информации о госзакупках, обязательные сведения, публикуемые на веб-портале, порядок подачи заявки на участие в государственных закупках и др.
Потенциальным поставщикам, имеющим намерение принять участие в государственных закупках способом запроса ценовых предложений, следует внимательно изучать объявления, а также размещаемые вместе с ними проекты договора, технической спецификации с тем, чтобы при представлении ценового предложения иметь полную и достоверную информацию об условиях проводимых госзакупок.
В судебной практике при рассмотрении дел по искам организаторов государственных закупок о признании недобросовестными участниками госзакупок потенциальных поставщиков последние зачастую ссылаются на то, что невнимательно или не в полном объеме ознакомились с условиями закупок, в связи с чем, ценовое предложение представили ошибочно. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении указанных исков.
Потенциальный поставщик вправе представить только одно ценовое предложение, содержащее сведения, предусмотренные правилами проведения электронных государственных закупок, внесение изменений и (или) дополнений в которое не допускается.
Представление потенциальным поставщиком ценового предложения является формой выражения его согласия осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг с соблюдением существенных условий, предусмотренных в проекте договора о государственных закупках.
По истечении срока представления ценовых предложений веб-порталом государственных закупок производится автоматическое вскрытие и подведение итогов конкурса, и победителем признается потенциальный поставщик, предложивший наименьшее ценовое предложение.
В случае, если наименьшее ценовое предложение представлено несколькими потенциальными поставщиками, победителем признается потенциальный поставщик, ценовое предложение которого поступило ранее других. Сопоставление ценовых предложений производится веб-порталом государственных закупок автоматически.
Итоги госзакупок способом запроса ценовых предложений публикуются на веб-портале государственных закупок автоматически после их подведения.
Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений подписывает и направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, проект договора. Он должен быть подписан потенциальным поставщиком, предложившим наименьшее ценовое предложение, и представлен заказчику в течение семи рабочих дней.
В настоящее время в судебной практике выработана позиция, согласно которой, если потенциальный поставщик в указанный пятидневный срок заявил об отказе от заключения договора, заказчик вправе не направлять такому поставщику проект договора.
Потенциальный поставщик, определенный победителем и уклонившийся от заключения договора, вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок в порядке, установленном Законом.
Внесение в указанный реестр производится уполномоченным органом на основании вступившего в законную силу решения суда. Если потенциальный поставщик, определенный победителем, не представил в установленный срок заказчику подписанный договор о государственных закупках, заказчик вправе:
— заключить договор о государственных закупках с потенциальным поставщиком, предложившим такое же ценовое предложение, а при отсутствии такого потенциального поставщика с потенциальным поставщиком, ценовое предложение которого является наименьшим после цены, предложенной потенциальным поставщиком, уклонившимся от заключения договора о государственных закупках;
— осуществить повторные государственные закупки способом запроса ценовых предложений.