1. Порядок проведения аттестации лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью.
В соответствии с внесенными изменениями проведению аттестации предшествует прохождение стажировки, а не наоборот, как это было предусмотрено действующим законодательством.
С учетом того, что на рассмотрении аттестационных комиссий в настоящее время находятся заявления претендентов, поступившие в 2010-2011 гг., возникает вопрос об их возврате с разъяснением порядка прохождения стажировки.
Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.37 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.
С учетом изложенного, разъясняем, что лица, подавшие документы на аттестацию на право занятия нотариальной деятельностью до 16 января текущего года, имеют право на сдачу квалификационного экзамена без предварительного прохождения стажировки.
В случае же, подачи заявлений после 15.01.2012 года (без прохождения стажировки) Департаментам юстиции следует возвращать документы претендентам с разъяснением порядка стажировки, и только после успешного ее прохождения возможности подать заявление на сдачу квалификационного экзамена.
Обращаем внимание, что п.1 ст.7-1 Закона определено, что аттестационная комиссия состоит из семи членов – двух нотариусов, включая председателя нотариальной палаты, двух представителей территориального органа юстиции, ученого-правоведа и двух депутатов маслихата.
По сравнению с действующими Правилами прохождения аттестации лицами, претендующими на занятие адвокатской либо на право занятия нотариальной деятельностью, утвержденных постановлением Правительства от 25.09.2001г. №1235, в состав комиссий внесены незначительные изменения – исключен сотрудник органов прокуратуры и добавлен один депутат маслихата.
Министерство в настоящее время готовится проект новых Правил, которые должны быть утверждены Правительством до конца января текущего года. В связи с чем, Департаментам юстиции необходимо уже сейчас принять меры к внесению изменений в составы аттестационных комиссий (после выборов депутатов маслихата).
2. Основания для приостановления и лишения лицензии
В ст.ст.10 и 11 Закона внесены изменения, предусматривающие дополнительные основания для приостановления и лишения лицензии.
В частности, в дополнение к ранее установленным основаниям впредь уполномоченный орган обязан (а не вправе, как это было предусмотрено ранее) приостановить действие лицензии нотариуса в случаях:
— фактического отсутствия помещения нотариуса по адресу, указанному при учетной регистрации в органах юстиции;
— несоблюдения нотариусом требований п.4 ст. 15 Закона (требования к помещению нотариуса);
— несоблюдения ограничений, предусмотренных ст. 19 Закона (занятие предпринимательской деятельностью; оказание посреднических услуг при заключении, изменении и расторжении договора; исполнение обязанностей нотариуса в случае избрания депутатом представительного органа; выполнение своих обязанностей без заключения договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности; использование факсимиле и передача личной печати другому лицу; осуществление деятельности вне места учетной регистрации, наличие факта трудовых отношений в качестве наемного работника);
— если нотариус не приступил к практической деятельности по истечении трех месяцев со дня постановки на учетную регистрацию.
Наряду с этим, в качестве дополнительного основания для лишения лицензии определено осуществление нотариальной деятельности без соответствующей учетной регистрации в территориальных органах юстиции.
Согласно п.3 ст.37 Закона «О нормативных правовых актах» нормативные правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.
В этой связи, территориальным органам юстиции и нотариальным палатам необходимо иметь в виду, что вышеуказанные дополнительные основания для приостановления и лишения лицензии могут применяться только в отношении тех деяний, которые были совершены после 15.01.2012 года.
Обращаем внимание, что редакция пп.5 п.2 ст. 10 Закона уточнена – впредь действие лицензии будет приостанавливаться при нарушении нотариусом законодательства Республики Казахстан при совершении нотариальных действий, только если они повлекли нарушение прав и законных интересов государства, физических и юридических лиц.
Это означает, что при выявлении незначительных нарушений законодательства (технических ошибок, описок, некорректных ссылок), не влекущих каких-либо правовых последствий будет ставиться вопрос о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности.
В случае установления нарушений законодательства в судебном порядке, при проведении проверок, которые влекут за собой правовые последствия в виде ущемления прав и законных интересов государства, физических и юридических лиц будет ставиться вопрос о приостановлении действия лицензии. Однако, в любом случае вопрос о нарушении прав должен найти обязательное отражение в представлении территориального органа юстиции или нотариальной палаты.
3. Порядок проведения проверок частных нотариусов
Значительные изменения коснулись порядка осуществления контроля за нотариальной деятельностью.
Если ранее контроль осуществлялся территориальными органами юстиции совместно с нотариальной палатой, то после введения Закона в действие указанные субъекты будут проводить проверки самостоятельно.
Порядок осуществления государственного контроля установлен Законом «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».
В тоже время нотариальные палаты вправе самостоятельно проводить проверки деятельности своих членов. Вместе с тем, полагаем целесообразным Республиканской нотариальной палате утвердить единые Правила осуществления контроля за деятельностью нотариусов, где должен быть установлен порядок проведения проверок (сроки, периодичность, основания, порядок формирования проверочных комиссий и т.д.).
4. Оплата труда частных нотариусов
В Законе четко определен подход к формированию размера оплаты труда нотариуса, занимающегося частной практикой.
Указанный размер формируется из платы за совершение нотариальных действий (п.2 ст.30 Закона, соответствует размерам государственной пошлины, установленной ст.536 Налогового Кодекса) и тарифа за услуги правового и технического характера, размер которого в зависимости от видов нотариальных действий установлен ст.30-1 Закона.
Вместе с тем, от оплаты услуг правового и технического характера освобождаются: физические и юридические лица, самостоятельно изготовившие проект документа, подлежащего нотариальному удостоверению; лица, указанные в пп. 4), 8) и 9) ст. 542 Налогового Кодекса; престарелые и инвалиды, проживающие в медико-социальных учреждениях для престарелых и инвалидов общего типа; дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты; инвалиды 1 и 2 групп; пенсионеры по возрасту.
Таким образом, в случае обращения за совершением нотариальных действий лиц, указанных категорий, нотариус обязан освободить их от оплаты за услуги правового и технического характера и вправе получить только тариф за совершение нотариальных действий в размере, установленном ст.536 Налогового Кодекса.
А при обращении лиц, указанных в пп. 4), 8) и 9) ст. 542 Налогового Кодекса, нотариальное обслуживание производится абсолютно бесплатно.
Указанные требования Закона необходимо в срочном порядке довести до сведения всех нотариусов и сотрудников органов юстиции, осуществляющих контрольные функции в сфере нотариата. Департаментам юстиции провести соответствующую разъяснительную работу через СМИ и довести до населения информацию об оплате услуг нотариусов. Кроме того, нужно обеспечить исполнение ранее данного поручения Министра юстиции об обязательном наличии в каждом нотариальном офисе сведений о нотариальных тарифах.
В тоже время, обращаем внимание, что оплата нотариальных услуг действующим законодательством отнесена к основным правилам совершения нотариальных действий (ст.40 Закона), в связи с чем, в случае нарушения нотариусом порядка и размера взимания нотариальных тарифов уполномоченным органом могут быть применены меры воздействия в виде приостановления действия лицензии по основанию, предусмотренному пп.5 п.2 ст. 10 Закона.
Комитет регистрационной службы
и оказания правовой помощи
Министерства юстиции РК