О применении мер обеспечения производства и некоторых других вопросах применения законодательства об административных правонарушениях —

В связи с возникающими вопросами при применении в судебной практике некоторых норм законодательства об административных правонарушениях пленарное заседание Верховного суда Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (далее — меры обеспечения), предусмотренные частями 1-2 статьи 618 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП), представляют собой специфические средства административно-правового принуждения. Они применяются уполномоченными должностными лицами в пределах своих полномочий в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте совершения административного правонарушения, и в случаях, когда непринятие таких мер воспрепятствует своевременному, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления.
Меры обеспечения могут применяться в связи с совершением административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законом (превентивное ограничение свободы передвижения), как до возбуждения дела (например, для установления личности подозреваемого), в период производства по делу об административном правонарушении (например, в случае неявки лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в орган (должностному лицу) или суд, а также на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении (например, в ходе принудительного исполнения исполнительных документов, на основании подпункта 13 статьи 620 КоАП).
Применение мер обеспечения должно быть правомерным, отвечать критериям разумности, необходимости и достаточности. Каждая из перечисленных в статье 618 КоАП мер обеспечения может применяться отдельно или одновременно с другими мерами, если это вызвано необходимостью.
Меры обеспечения могут быть обжалованы лицом, в отношении которого они приняты, в течение десяти дней со дня их применения в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), в специализированный административный или районный суд в порядке, предусмотренном статьей 633 КоАП.
2. Доставление к месту составления протокола об административном правонарушении выражается в принудительном препровождении физического лица, законного представителя юридического лица в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте, если составление протокола либо защитного предписания является обязательным в случаях совершения лицом правонарушений, предусмотренных подпунктами 1)-6) части 1 и частью 2 статьи 619 КоАП.
Основанием для применения указанной меры обеспечения является наличие объективных данных о факте совершения административного правонарушения и обоснованного предположения о совершении его тем лицом, в отношении которого она применяется. Одним из дополнительных оснований является отказ нарушителя подчиниться законным требованиям или распоряжениям представителей государственных органов о прекращении совершения административного правонарушения.
В иных случаях применение указанной меры обеспечения не допускается.
Поручения прокурора или просьбы должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях о доставлении физического лица, в случае, предусмотренном подпунктом 6) части 1 статьи 619 КоАП, должны быть оформлены в письменном виде.
3. Под административным задержанием следует понимать временное лишение физического лица личной свободы, в частности, свободы действия и передвижения с принудительным содержанием в специальном помещении в течение определенного времени.
Названная мера обеспечения применяется в случаях, перечисленных в статье 620 КоАП, только с целью пресечения противоправных действий лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения.
Применение указанной меры обеспечения с целью составления протокола об административном правонарушении, проверки документов, установления личности и т. д. не допускается.
Сроки административного задержания и порядок их исчисления установлены статьями 622 и 623 КоАП.
Положения статьи 623 КоАП о порядке исчисления сроков применяются не только в отношении административного задержания, но и ко всем другим срокам, предусмотренным КоАП.
4. Привод — это принудительное препровождение физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по административному делу, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд или орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, в случае уклонения этих лиц от явки по вызову судьи или органа (должностного лица). Привод осуществляется органами внутренних дел, финансовой полиции или судебными приставами (часть 4 статьи 584 КоАП) на основании определения судьи, органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Копия определения вручается лицу, подвергнутому приводу.
5. Превентивное ограничение свободы передвижения является мерой индивидуальной профилактики в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в его действиях признаков административных правонарушений и преступлений и невозможности установления его личности иными способами (например, показаниями близких родственников, соседей по месту жительства, сведениями работодателя, какими-либо документами и пр.). Указанная мера может быть применена только с санкции суда и заключается во временной изоляции лица в специальном учреждении органов внутренних дел на срок до 30 суток.
Применение указанной меры в отношении лица, имеющего определенное место жительства или документы, удостоверяющие личность, не допускается.
6. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, и досмотр транспортного средства, маломерного судна производится только в случае совершения административного правонарушения в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. Применение указанной меры обеспечения в других случаях не допускается.
Данная мера обеспечения применяется должностными лицами, указанными в статье 620 КоАП, с соблюдением требований статей 626 и 627 КоАП.
7. Мера обеспечения в виде осмотра применяется с целью выявления следов административного правонарушения, иных материальных объектов, а также обстоятельств, имеющих значение для составления протокола об административном правонарушении. В зависимости от обстоятельств дела осмотру могут подвергаться местность, предметы, документы, живые лица.
Общие правила осмотра определены статьей 627-2 КоАП.
8. Изъятие документов и вещей, являющихся орудием либо предметом правонарушения, допускается, если они обнаружены на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Изъятие документов и вещей при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется соответствующими должностными лицами в порядке, предусмотренном статьями 628, 632 КоАП.
9. Мера обеспечения производства по делу в виде отстранения от управления транспортным средством, маломерным судном подлежит применению в порядке, предусмотренном статьей 629 КоАП, при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, маломерным судном, находится в состоянии алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения.
Достаточными данными, дающими основания для применения указанной меры обеспечения, является непосредственное выявление уполномоченным должностным лицом признаков алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения, а также заявления, сообщения об употреблении водителями, судоводителями алкоголя или психоактивных веществ, их признание в употреблении этих веществ.
Лицо, отстраненное от управления транспортным средством, маломерным судном, подлежит освидетельствованию на состояние опьянения.
При уклонении водителя, судоводителя от освидетельствования в протоколе об административном правонарушении, акте освидетельствования, составленных на месте совершения административного правонарушения, делается отметка об этом (пункт 14 Правил направления для освидетельствования на состояние опьянения, освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года № 528).
В иных случаях указанная мера применению не подлежит.
Лицо, отстраненное от управления транспортным средством, вправе дать свои объяснения по вопросу применения указанной меры обеспечения в протоколе об административном правонарушении.
10. При совершении административных правонарушений, указанных в части 1 статьи 630 КоАП, уполномоченные должностные лица, перечисленные в части 2 указанной статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, маломерных судов путем доставки их для временного хранения на специальные площадки или стоянки.
Доставление (эвакуация) транспортного средства для его временного хранения на специальных площадках или стоянках также может быть применено в случаях нарушения водителями транспортных средств правил остановки или стоянки в их отсутствие, а также к транспортным средствам, оставленным водителями на дороге без присмотра, когда установить их местонахождение не представляется возможным.
О задержании, доставлении и запрещении эксплуатации транспортного средства, маломерного судна составляется акт, который приобщается к протоколу об административном правонарушении и по заявлению вручается лицу, в отношении которого приняты указанные меры обеспечения.
Меры обеспечения в виде задержания и (или) запрещения эксплуатации транспортных средств, маломерных судов сохраняют свое действие до устранения причин задержания и (или) запрещения эксплуатации.
11. Медицинское освидетельствование физического лица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения в качестве меры обеспечения производства по делу применяется лишь в случае, если установление такого факта имеет значение для правильного разрешения дела.
12. Меры обеспечения производства по делу в отношении юридического лица установлены частью второй статьи 618 КоАП. Порядок применения таких мер определен в статьях 631 — 632-1 КоАП.
13. Вступившее в законную силу постановление суда, которым установлены особые требования к поведению лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное статьями 79-1, 79-5, 111-1, 112, 332, 355-1 КоАП, направляется судом, вынесшим постановление, в органы внутренних дел для осуществления контроля (статья 28 Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений»). Невыполнение лицом, привлеченным к административной ответственности, установленных судом запретительных мер административно-правового воздействия может служить основанием для привлечения его к ответственности по статье 524 КоАП, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
14. При пересмотре не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного уполномоченным органом (должностным лицом), судья, рассматривающий дело в порядке, установленном главой 26 ГПК, принимает решения, предусмотренные статьей 277 ГПК.
15. Административная ответственность по части 8 статьи 163 КоАП наступает в случае реализации алкогольной продукции в детских учреждениях, организациях образования и на прилегающих к ним территориях, а также если реализация алкогольной продукции осуществляется на расстоянии ста и менее метров от границы земельного участка, предоставленного детскому учреждению, организации в пользование.
16. Уполномоченное должностное лицо вправе, в пределах своих полномочий, изъять водительское удостоверение в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления и только за совершение административного правонарушения, влекущего назначение взыскания в виде лишения права управления транспортным средством.
17. Лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения по истечении сроков, указанных в частях 1 и 2 статьи 69 КоАП, исчисляемых с момента совершения правонарушения.
Если проверка для решения вопроса о возбуждении уголовного дела осуществлена и (или) уголовное дело возбуждено в пределах установленных частями 1 и 2 статьи 69 КоАП сроков, однако в возбуждении уголовного дела было отказано либо уголовное дело было прекращено по их истечении, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня отказа в возбуждении уголовного дела либо принятия решения о прекращении уголовного дела (часть 5 статьи 69 КоАП). В случае отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении его производства, течение трехмесячного срока исчисляется с момента вынесения последнего постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении его производства.
Если проверка для решения вопроса о возбуждении уголовного дела была осуществлена и (или) уголовное дело было возбуждено после истечения сроков, указанных в частях 1 и 2 статьи 69 КоАП, лицо после принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении при наличии в его действиях признаков административного правонарушения привлечению к административной ответственности не подлежит в соответствии с подпунктом 5) части 1 статьи 580 КоАП.
18. При разрешении вопроса о привлечении лица к административной ответственности по части 1 статьи 394 КоАП за нарушение сроков регистрации иностранца следует учитывать, что если окончание срока регистрации приходится на нерабочий (выходной, праздничный) день, то последним днем срока такой регистрации считается первый следующий за ним рабочий день.
19. Ответственность по части 3 статьи 394 КоАП наступает, если:
1) иностранец или лицо без гражданства осуществили незаконный въезд на территорию Республики Казахстан;
2) указанные лица осуществили въезд в Республику Казахстан в установленном порядке, однако умышленно уклонились от выезда в установленные сроки;
3) цель въезда не соответствует целям, указанным в визе либо при регистрации в миграционной карточке;
4) место проживания не соответствует адресу, указанному при регистрации;
5) не были соблюдены правила транзитного проезда через территорию Республики Казахстан.
Указанные обстоятельства должны быть достоверно подтверждены соответствующими доказательствами.
20. Санкция некоторых статей КоАП предусматривает безальтернативное взыскание в виде административного ареста. В силу части 3 статьи 55 КоАП указанный вид взыскания не применяется к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет.
Административные дела в отношении таких лиц подлежат прекращению на основании части 3 статьи 55 и статьи 581 КоАП.
21. Протокол об административном правонарушении за воспрепятствование законной деятельности адвоката (статья 523 КоАП) в силу подпункта 2) части 2 статьи 636 вправе составлять государственные судебные исполнители, судебные приставы и другие сотрудники судов, уполномоченные председателем суда или председательствующим в заседании суда.
Если законная деятельность адвоката связана с рассмотрением дела в суде, протокол об административном правонарушении подлежит составлению судебными приставами и другими сотрудниками судов, уполномоченными председателем суда или председательствующим в заседании суда.
Если такая деятельность связана с исполнением судебного акта, протокол об административном правонарушении подлежит составлению судебным исполнителем.
22. Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан настоящее нормативное постановление включается в состав действующего права, а также является общеобязательным и вводится в действие со дня официального опубликования.

Председатель Верховного
Суда Республики Казахстан

Б. Бекназаров

Судья Верховного Суда Республики Казахстан,
секретарь пленарного заседания

Д. Нуралин

Запись опубликована в рубрике Новости с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *