Не останавливаясь на достигнутом, организованная группа, входящая в состав преступного сообщества, незаконно приватизировала газопроводы, принадлежащие КГП «ОблТрансГаз», при следующих обстоятельствах.
14 сентября 2010 года в акимат Атырауской области для исполнения поступило постановление Правительства Республики Казахстан №939 «О некоторых вопросах государственной собственности», согласно которому газопроводы высокого, среднего и низкого давления ряда областей Республики, в том числе Атырауской, подлежали передаче из коммунальной собственности в республиканскую в целях эксплуатации последних единым государственным оператором.
При получении данного постановления у высокопоставленного чиновника возник преступный умысел, направленный на извлечение незаконной выгоды, путем проведения противоправной приватизации газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов по заведомо заниженной стоимости, в связи с этим он дал указание участнику преступного сообщества начальнику ГУ «Управление финансов» Джантемирову Б.Е. подготовить письмо на имя Премьер-министра РК с указанием доводов по исключению Атырауской области из перечня вышеуказанного постановления.
В ходе установления действительных обстоятельств эксплуатации газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов, а также причин оставления данного объекта в коммунальной собственности, Джантемировым Б.Е. было установлено фактическое отсутствие объективных оснований.
В связи с этим, Джантемиров Б.Е. совместно с высокопоставленным чиновником и иными участниками преступной группы, разработал план по введению в заблуждение Правительства РК касательно заведомо ложных оснований оставления объекта в коммунальной собственности.
20 сентября 2010 года за подписью высокопоставленного чиновника в Правительство РК, в целях реализации преступного плана по незаконному обогащению, было направлено письмо с предложением исключить Атыраускую область из перечня, указанного в постановлении №939 от 14 сентября 2010 года, в связи с наличием газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов на балансе специализированного КГП «ОблТрансГаз» и надлежащей эксплуатацией последнего предприятия указанного объекта.
При этом правовой формой передачи газопроводов города Атырау и районов на баланс КГП «ОблТрансГаз» было указано постановление акимата Атырауской области №218 от 10 сентября 2010 года за подписью исполняющего обязанности акима области Абдирова А.А., которое было подписано задним числом в целях дальнейшей реализации преступного плана сообщества по незаконному завладению объектом коммунальной собственности в личных корыстных интересах.
Кроме того, в письме от 20 сентября 2010 года иным основанием удовлетворения требования высокопоставленного чиновника было указано возможное подорожание тарифов области на природный газ в случае передачи газопроводов единому республиканскому оператору.
В результате рассмотрения письма Правительством РК, не подозревавшим о преступных намерениях высокопоставленного чиновника, 31 марта 2011 года подписано постановление №311 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2010 года», согласно которому Атырауская область исключена из перечня территориальных единиц республики, передающих газопроводы и сооружения на них в республиканскую собственность.
Тем самым, первоначальный этап преступного плана, направленного на проведение незаконной приватизации, был исполнен усилиями высокопоставленного чиновника, Джантемирова Б.Е., Абдирова А.А. и иных членов преступной группы.
В середине 2011 года, высокопоставленный чиновник, в целях дальнейшей реализации своего преступного умысла, дал указание участникам преступного сообщества Абдирову А.А. и Джантемирову Б.Е. подготовить документы на приватизацию газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов.
Заместитель акима области Абдиров А.А. и начальник ГУ «Управление финансов» Джантемиров Б.Е., проявляя беспрекословную преданность руководителю преступного сообщества, действуя в рамках и в соответствии с целями преступной группы, потребовали от начальника ГУ «Управление энергетики и коммунального хозяйства» Джайсанова Б.Д., инициировать приватизацию газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов, путем направления в акимат соответствующего письма, мотивировав это указанием высокопоставленного чиновника.
Однако Джайсанов Б.Д. на данное указание пояснил о невозможности написания соответствующего письма по причине отсутствия объективных оснований, в связи с чем Джантемиров Б.Е. дал указание своему заместителю Демегенову С.Ж. подготовить проект письма от имени Джайсанова Б.Д., указав в данном обращении на нерентабельность дальнейшего нахождения газопроводов на балансе государства по причине необходимости проведения обширного периодического ремонта трубопроводов и выделения в этих целях крупной суммы денежных средств из областного бюджета, что впоследствии повлечет увеличение тарифа на природный газ и негативно повлияет на экономическую стабильность области и состояние населения.
Демегенов Б.Е., находясь в непосредственной служебной зависимости от Джантемирова Б.Е., руководствуясь его указанием, будучи не осведомленным о преступных планах последнего и иных членов преступного сообщества, не разделяя противоправного умысла, направленного на незаконное завладение объектом коммунальной собственности в своих интересах, подготовил вышеуказанный проект письма с отражением тех же оснований. После данное письмо было подписано Джайсановым Б.Д. и 5 июля 2011 года направлено на имя начальника ГУ «Управление финансов» Джантемирова Б.Е.
Участник организованной группы Джантемиров Б.Е., по результатам рассмотрения письма ГУ «Управление энергетики и коммунального хозяйства», действуя по заранее разработанной преступной схеме и в интересах высокопоставленного чиновника, проявляя преданность организатору и руководителю преступного сообщества, с целью незаконного обогащения, в нарушение Регламента работы акиматов областей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24 апреля 2001 г. за №546, без рассмотрения на заседании акимата области, подготовил проект постановления акимата о приватизации газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов.
Последний с целью максимального снижения стоимости объекта коммунальной собственности, в качестве способа приватизации указал в проекте постановления инвестиционный тендер.
При этом, действуя по отлаженной схеме исключения официальной причастности высокопоставленного чиновника в процедуре незаконной приватизации, в целях избежания ответственности последнего за противоправные действия по завладению государственным имуществом, постановление акимата области №195 от 5 июля 2011 года «О приватизации объекта коммунальной собственности» подписано участником организованной преступной группы, исполняющим обязанности акима области Абдировым А.А.
Кроме того, постановление акимата №195 от 5 июля 2011 года в действительности было подписано 8 июля 2011 года, то есть задним числом, что было сделано умышленно с расчетом на период нахождения высокопоставленного чиновника в служебной командировке.
Преследуя цели незаконного обогащения, высокопоставленный чиновник совместно с иными участниками организованной группы грубо нарушил охраняемые законом интересы общества и государства, так как согласно ст.96 Закона РК от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» (далее Закон) «объектами приватизации являются производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация которых не нарушает замкнутый технологический цикл».
В свою очередь, КГП «ОблТрансГаз» было создано согласно постановлению акимата области № 313 от 16 ноября 2005 года в качестве специализированного предприятия, основной деятельностью которого является эксплуатация газопроводов и сооружений на них с целью транспортировки природного газа населению города и области.
Соответственно приватизация газопроводов, принадлежащих КГП «ОблТрансГаз», прямым образом отразилась на технологическом цикле деятельности данного предприятия.
Кроме того, согласно ст.96 ч.2 Закона: «Решение о приватизации предприятий как имущественных комплексов принимается Правительством Республики Казахстан».
Тем самым, КГП «ОблТрансГаз» не приватизировано в виде имущественного комплекса по причине преследования высокопоставленным чиновником и иных членов преступного сообщества противоправных намерений и целей в виде извлечения незаконной выгоды для себя и других лиц в результате завладения объектом коммунальной собственности.
В результате проведения ГУ «Управление финансов» оценки указанного имущества независимой оценочной компанией ТОО «Инком Консалтинг», установлено, что рыночная стоимость газопроводов города Атырау составляет 8 902 224 487 тенге, а районов – 9 934 135 368 тенге.
Распоряжением исполняющего обязанности акима области Даукенова Б.А. №256-р от 11 июля 2011 года, подписанным последним по указанию высокопоставленного чиновника и с целью реализации преступного плана, председателем тендерной комиссии назначен участник организованной преступной группы Абдиров А.А., который, действуя в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества, с использованием своего служебного положения, был обязан контролировать ход конкурса и обеспечить реализацию объекта коммунальной собственности по заранее оговоренной заниженной стоимости соответствующему предприятию, вовлеченному руководителем организованной группы, объявленного в розыск.
С целью реализации преступного плана приватизации объекта заранее известным предприятием, участник организованной преступной группы Джантемиров Б.Е. обеспечивал отсутствие заявок для участия в конкурсе.
15 июля 2011 года в ходе проведения первого заседания комиссии, с целью придания фиктивной легитимности процедуры тендера, по предложению Джантемирова Б.Е. и председателя комиссии Абдирова А.А. принято решение об установлении стартовой стоимости газопроводов районов в сумме 9 934 135 568 тенге и газопроводов города Атырау в сумме 8 902 224 487 тенге.
Мотивируя отсутствием заявок на покупку коммунального имущества, в ходе второго заседания комиссии от 5 августа 2011 года, по предложению Абдирова А.А., действовавшего согласно преступного плана, стоимость газопроводов районов снижена до 3 662 575 000 тенге, а города Атырау – 3 708 657 000 тенге.
По аналогичным выдуманным причинам, в ходе третьего заседания комиссии от 23 августа 2011 года, по предложению председателя комиссии Абдирова А.А. стоимость объекта газопроводов районов и города Атырау в очередной раз необоснованно снижена до 500 000 000 тенге.
Далее, участник организованной преступной группы Джантемиров Б.Е., действуя в целях реализации противоправного умысла организованной преступной группы, после снижения стоимости газопроводов города Атырау до ранее оговоренной цены, с целью создания мнимой конкурентной среды поручил руководителю организованной группы, объявленного в розыск, представить на конкурс не менее 2 предприятий.
13 сентября 2011 года в тендере по приватизации газопроводов города Атырау и районов приняло участие два потенциальных покупателя, а именно ТОО «Жайык Газ Сбыт» и ТОО «Кумис Курылыс» с ценовыми предложениями 500 000 000 тенге.
В ходе данного заседания на приобретение газопроводов районов ценовых предложений не поступило по причине недостаточного снижения стоимости объекта.
В результате проведения четвертого заседания с ценовым предложением, равным 500 000 000 тенге победителем признано ТОО «Жайык Газ Сбыт», с которым ГУ «Управление финансов» 23 сентября 2011 года заключило соответствующий договор купли-продажи объекта коммунальной собственности.
Далее, в ходе пятого заседания от 4 октября 2011 года установлено поступление ценовых предложений от ТОО «Жайык Газ Сбыт» и ТОО «Кумис Курылыс» в размере 150 000 000 тенге.
В результате данного заседания путем голосования тендерной комиссии по предложению Абдирова А.А. победителем признано ТОО «Жайык Газ Сбыт».
После, между указанным предприятием и ГУ «Управление финансов» от 5 ноября 2010 года заключен договор о купле-продаже газопроводов районов на сумму 150 000 000 тенге.
В результате осуществления вышеописанной незаконной приватизации коммунального имущества, действиями Даукенова Б.А., Абдирова А.А., Джантемирова Б.Е. и других должностных лиц Акимата Атырауской области в составе преступного сообщества, государству причинен ущерб в особо крупном размере, составляющим 18 934 439 966 тенге, что является тяжким последствием и нарушением охраняемых законом интересов государства.
Кроме того, преследуя цель дальнейшего незаконного обогащения путем противоправного завладения коммунальной собственностью, организованная группа в составе преступного сообщества, возглавляемая Даукеновым Б.А. совершила другое тяжкое коррупционное преступление.
В сентябре 2011 года участник организованной преступной группы Джантемиров Б.Е., действуя по заранее разработанному преступному плану, при отсутствии достаточных поводов и оснований, потребовал от начальника ГУ «Управление энергетики и коммунального хозяйства» Джайсанова Б.Д. инициировать приватизацию имущества КГП «ОблТрансГаз» в виде оборудования, зданий и транспортных средств путем направления соответствующего письма в ГУ «Управление финансов».
Действуя аналогично приватизации газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов, Джантемиров Б.Е., предвидя пассивное отношение Джайсанова Б.Д. к своему поручению, желая ускорить процесс незаконной приватизации имущества КГП «ОблТрансГаз», мотивированный извлечением противоправной выгоды в результате завладения объектом коммунальной собственности, поручил своему подчиненному Демегенову С.Ж. написать письмо от имени Джайсанова Б.Д. в адрес ГУ «Управление финансов» с указанием основания приватизации в виде нерентабельности содержания имущества указанного КГП.
Демегенов С.Ж., находясь в непосредственной служебной зависимости от Джантемирова Б.Е., руководствуясь его указанием, будучи неосведомленным в преступных планах последнего, не разделяя противоправного умысла, направленного на незаконное завладение объектом коммунальной собственности в интересах высокопоставленного чиновника, исполнил указание Джантемирова Б.Е. и предоставил письмо на подпись Джайсанову Б.Д., которое впоследствии сдал в ГУ «Управление финансов».
По результатам рассмотрения ходатайства, направленного Джайсановым Б.Д., начальник ГУ «Управление финансов» Джантемиров Б.Е., осуществляя заранее запланированные преступные действия, в нарушение Регламента работы акиматов областей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24 апреля 2001 г. за №546, без рассмотрения на заседании акимата области, подготовил проект постановления акимата о приватизации имущества КГП «ОблТрансГаз», с пояснительной запиской с заведомо ложным обоснованием причин приватизации.
При этом, действуя по разработанной схеме исключения своей официальной причастности в процедуре противоправной приватизации, высокопоставленный чиновник, в целях избежания ответственности за незаконные действия по завладению государственным имуществом, поручил постановление акимата области о приватизации имущества КГП «ОблТрансГаз» подписать руководителю преступной группы Даукенову Б.А. в статусе исполняющего обязанности акима области.
Первый заместитель акима области Даукенов Б.А., разделяя преступный умысел высокопоставленного чиновника и иных лиц, направленный на извлечение незаконной выгоды в результате совершения преступных действий, действуя в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества, подписал постановление акимата области №281 от 30 сентября 2011 года «О приватизации имущества», а именно объектов коммунальной собственности в виде оборудования, зданий и транспортных средств КГП «ОблТрансГаз».
Аналогично незаконной процедуре приватизации газопроводов и сооружений на них города Атырау и районов КГП «ОблТрансГаз», руководитель преступного сообщества высокопоставленный чиновник и иные участники организованной группы умышленно не провели приватизацию КГП «ОблТрансГаз» в виде имущественного комплекса, так как в данном случае, согласно требованиям ст.93 ч.3 Закона РК «О государственном имуществе», приватизация должна была быть осуществлена Правительством Республики Казахстан.
Более того, преследуя преступные цели, высокопоставленный чиновник и созданное им преступное сообщество умышленно ввело в заблуждение Правительство РК с целью неисполнения постановления о передаче газопроводов и сооружений на них, соответственно и специализированного имущества КГП «ОблТрансГаз» в республиканскую собственность.
Тем самым, имущество КГП «ОблТрансГаз» умышленно не приватизировано в составе предприятия в виде имущественного комплекса по причине преследования высокопоставленным чиновником и иными участниками преступного сообщества противоправных намерений и целей в виде извлечения незаконной выгоды для себя и других лиц в результате противоправного завладения объектом коммунальной собственности, действиями, направленными вопреки служебных полномочий.
В результате проведения ГУ «Управление финансов» оценки указанного имущества независимой оценочной компанией ТОО «Инком Консалтинг», установлено, что рыночная стоимость имущества КГП «ОблТрансГаз», а именно зданий составляет – 232 226 000 тенге, оборудование – 69 943 000 тенге, автотранспортных средств – 74 015 000 тенге.
Распоряжением исполняющего обязанности акима области Даукенова Б.А., подписанным последним по указанию высокопоставленного чиновника и с целью реализации преступного плана, председателем тендерной комиссии лишь формально назначен заместитель начальника ГУ «Управление финансов» Демегенов С.Ж., что в свою очередь сделано с учетом подчиненности последнего участнику организованной группы Джантемирову Б.Е. и возможности последнего путем дачи указаний принудить Демегенова С.Ж. исполнить те или иные противоправные поручения.
Перед началом проведения конкурса, Джантемировым Б.Е. дано указание Демегенову С.Ж. дважды провести аукцион английским методом и на третье заседание перейти на голландский метод, в ходе которого установить заранее оговоренные и согласованные с высокопоставленным чиновником и Даукеновым Б.А. стоимости реализации 3-х лотов имущества КГП «ОблТрансГаз» соответствующим, вовлеченным предприятиям.
Демегенов С.Ж., находясь в непосредственной служебной зависимости от участника организованной преступной группы Джантемирова Б.Е., руководствуясь его указанием, будучи не осведомленным в преступных планах последнего и иных членов преступного сообщества, не разделяя противоправного умысла направленного на незаконное завладение объектом коммунальной собственности в своих интересах, был вынужден исполнить поручение своего непосредственного руководителя.
Со своей стороны, Джантемиров Б.Е., с целью реализации преступного плана приватизации объекта заранее известному предприятию, вовлеченному руководителем организованной группы, объявленным в розыск, обеспечивал отсутствие заявок для участия в конкурсе.
26 октября 2011 года в ходе проведения первого заседания комиссии, Демегеновым С.Ж. согласно постановлению акимата области о приватизации имущества КГП «ОблТрансГаз» установлен английский метод аукциона, также по указанию Джантемирова Б.Е., преследующего противоправные цели незаконного обогащения, установлена стартовая стоимость зданий – 159 511 000 тенге, автотранспортных средств – 74 015 000 тенге и оборудования – 69 943 000 тенге.
При проведении второго заседания конкурсной комиссии 5 декабря 2011 года, также участником организованной преступной группы Джантемировым Б.Е., умышленно с целью реализации преступного плана организованной группы, обеспечено отсутствие заявок на участие в конкурсе, в связи с чем, по указанию последнего Демегеновым С.Ж. осуществлен переход на голландский метод с установлением следующих цен на имущество КГП «ОблТрансГаз», а именно верхнего и нижнего порога стоимости здания – 797 555 000 и 40 000 000 тенге соответственно, автотранспортных средств – 370 075 000 и 15 000 000 тенге соответственно, оборудования – 349 715 000 и 15 000 000 тенге соответственно.
Преступное сообщество, под общим руководством высокопоставленного чиновника, в целях реализации своего преступного плана, из корыстных побуждений установили наиболее выгодную для себя и заранее оговоренную и явно заниженную стоимость 3-х лотов имущества КГП «ОблТрансГаз», по которой объекты коммунальной собственности должны были быть реализовано в адрес предприятий, заранее вовлеченных руководителем организованной группы, объявленным в розыск и действующим в соответствии с целями преступного сообщества.
22 декабря 2011 года в ходе проведения третьего заседания комиссии по приватизации имущества КГП «ОблТрансГаз» в виде 3-х лотов, приняли участие следующие предприятия: ТОО «Накзат», ТОО «Аванпост Партнерс Компани», ТОО «Стандарт Форм Партнерс» и ТОО «Арендное предприятие капитал».
Данные хозяйствующие субъекты, по указанию руководителя преступного сообщества высокопоставленного чиновника, вовлечены в процедуру незаконной приватизации объектов коммунальной собственности руководителем организованной группы, объявленным в розыск, 3-ое из которых согласно предварительного оговоренной стоимости приобретут соответствующие 3 лота имущества, тогда как четвертое предприятие принимает участие в конкурсе для придания фиктивной легитимности порядка проведения аукциона.
В ходе конкурса, здания КГП «ОблТрансГаз» приобретены ТОО «Накзат» при снижении стоимости на заведомо установленную сумму в размере 43 032 878 тенге.
Автотранспортные средства КГП «ОблТрансГаз», аналогично вышеуказанному приобретены ТОО «Стандарт Форм Партнерс» за 18 651 780 тенге.
Кроме того, оборудование коммунального государственного предприятия приобретены ТОО «Аванпост Партнерс Компани» за 18 057 675 тенге.
22 декабря 2011 года между ГУ «Управление финансов» и вышеуказанными предприятиями по соответствующим объектам приватизации заключены договора купли-продажи на указанные заведомо сниженные суммы денежных средств.
Данными действиями подсудимых Даукенова Б.А., Джантемирова Б.Е., других лиц, действовавших в составе преступного сообщества, государству причинен ущерб на сумму 365 706 644 тенге, что является тяжкими последствиями и нарушением охраняемых законом интересов государства.