- В представленных на исследование объектах №№1,2 имеется признак возбуждения религиозной вражды, розни.
- Общая направленность содержания объектов №№1-3 — разъяснение положения шариата и исламского вероубеждения относительно государственного правления; оправдание идеи создания исламского государства (халифат), вооруженного джихада и вынесения такфир (обвинение в неверии) в отношении тех, кто не правит государством на основе шариата исламского закона), а также в отношении шиитов, рафидитов.
- Представленные на исследование объекты №№1-3 не содержат побудительных конструкции к совершению вооруженного джихада, насильственных действий. Однако, исследуемый объект №2 содержит косвенное побуждение к совершению вооруженного джихада, насильственных действий.
- В исследуемом объекте №2 в высказываниях Саткангулова Б.Ж. содержится пропаганда терроризма. (т.1 л.д. 129-139)
Результаты данной экспертизы подтверждены дополнительной комплексной психолого-филологической экспертизой №2480, которая была проведена с привлечением политолога. (т. 1 л.д. 157-166)
Из экспертизы следует, что согласно политологического исследования, распространение в письменной, устной и наглядной, демонстрационной форме идей, взглядов, теорий, концепций, оправдывающей терроризм и необходимости осуществления террористической деятельности, а также призывы к ее осуществлению, а равно изготовление и хранение в этих целях соответствующих материалов являются пропагандой терроризма.
Понятие «пропаганда» представляет собой распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Цель пропаганды — заставить слушателей поверить в истинность авторских утверждений относительно справедливости излагаемых социально-политических, мировоззренческих, религиозных, морально-этических, нравственных идей и т.п.
Смысловое содержание материалов представляет собой скрытые записи разговоров между несколькими собеседниками, одним из которых является «Сактангулов Б.Ж.», высказывания которого, подтверждают радикальную религиозную сущность его взглядов.
Со стороны лица, обозначенного как «Сактангулов Б.Ж.» имеются высказывания, выражающие не только радикальную сущность, но и представляющие собой пропаганду терроризма в форме оправдания деятельности радикальной организации ИГИЛ/ИГИШ.
Исследуется диалог между Адиловым С.А. и Саткангуловым Б.Ж.
1) «Адилов С.А. — В данный момент они режут, убивают мусульман, да? Саткангулов Б.Ж.: Кто, кто, кто? Адилов С.А.: Ну ИГИШ Саткангулов Б.Ж.: Например кого убили? Кого зарезали? Адилов С.А. Да всех подряд, они в Джахмата Нусра нападают на них. Саткангулов Б.Ж.: Нет, нет, а ты не знаешь, что наоборот Нусора напала первая на братьев. Нусора первая напала на братьев, ахи. Нусора, первая Адилов. С.А.: Ахи, Hyсора, первая (диск №1506)
2) «Саткангулов Б.Ж.:… Во- вторых, ты говоришь, что то, что якобы игиш убивает мусульман, я опять говорю, повторяюсь, что якобы, они никаких мусульман не убивали. Это раз. И что за них, из-за этого вынесен такфир. За убийство мусульманина такфир не выносится. Почему? Потому что аллах в коране сказал: «Поносить мусульманина нечестие — фиск, а сражаться с ним неверие — куфр». Кстати в этом случае куфры являются дуна куфр, маликуфры, есть далиль на то, что есть другой ряд, где аллах говорит, если две группы верующих будут между собой сражаться, он не говорит, что они каферы. То есть две группы верующих сражаются, то примирить их, а если одни будут против других, то есть одни притесняют других, то станьте на сторону тех которых притесняют….Что касается фитны с Зият хаты Нусра иИсламское государство, насчет этого Исламское государство заявляет, что те сами начали первые войну. Исламское государство говорит, что Джафра да Нусра сами напали на тыл, взяли женщин в плен, убили мужчин в то время, тогда братья находились на рибатах с асадитами и рафидитами. А Джафра Нусра говорит, что якобы игиш нападает на них. То есть здесь уже однозначно нельзя сказать, что именно игиш нападает, вообще они сами себя не называют игиш, они называют себя даули ислями. По поводу того, что, когда, то есть раньше получается было не игиш, а иги, значит они были муслимами. То есть до того, когда они начали называться Исламское Государство, даули ислями, они назывались сначала игиш — Исламское Государство Ирак Ишама, а каферы их называют ИГИЛ. А до этого они назывались иги, то есть Исламское Государство, только Ирака — ИГИ (Исламское Государство Ирака). И эти братья, которые сейчас даули, это те же братья, которые сражались в ИГИ. Тогда почему то на них никто так веры не выносил, а сейчас на них начали такфир выносить. Поэтому в сражении с мусульманином не выводит из ислама, если якобы, допустим,Исламское государство убивает мусульман, хотя насчет этого, очень спорный вопрос. Если бы даже они убивали мусульман, то это их не выводит из ислама, потому что аллах в коране сказал: «Если две группы верующих будут сражаться между собой, то примиряйте их». Ахи, брат, как говорится, учи материальную часть. Саламаллейкум рахматулла баракатум» (диск №1509) Оправдание означает признание чего-либо допустимым, извинительным, целесообразным, а также признание кого-либо правым, невиновным, кроме того, может означать обоснование такого признания, доводы в его пользу.
Лицо, обозначенное как «Сактангулов Б.Ж.» приводя доводы об обоснованности убийства единоверцев формированиями ИГИЛ, и отвергая возможность агрессии со стороны ИГИШ, фактически оправдывает террористическую деятельность данной организации. Следует отметить, что оправдание террористической деятельности является одной из форм проявления пропаганды терроризма.
К тому же, подтверждением радикальной сущности взглядов «Сактангулова Б.Ж.» являются его высказывания о превосходстве муджахидов, являющихся участниками «вооруженного» джихада.
3) «СаткангуловБ.Ж.: Астагфиралла, брат, вот именно, субханалла. Вообще рты свои закройте, против муджахидов, субханалла. Сидите, субханалла, в своих постельках, субханалла, спите, ездите на иномарках, субханалла, (неразборчиво), что хотите. Субханалла, брат, если, если на таком мнении ты останешься, ахи, субханалла, ассаламагалейкум тогда тебе, брат».
Таким образом, из заключения экспертов следует, что в общем контексте высказываний Саткангулова Б.Ж. на представленных фонограммах имеется оправдание террористической деятельности как одной из форм пропаганды терроризма.
Решая вопрос о виновности подсудимого, суд учитывает, что подсудимый Саткангулов Б.Ж. и допрошенные в суде свидетели Адилов С.А., Коркенбаев С.А. не отрицают текст и содержание разговора, который записан в виде фонограмм на дисках № 1508, №1509, № 1506.
Согласно вышеизложенных заключений экспертов, речь подсудимого Саткангулова Б.Ж. расценвается как пропаганда терроризма.
Суд не находит оснований подвергать сомнению выводы экспертиз, т.к. исследования проводилась в экспертном учреждении, с участием специалистов, имеющих высшее политологическое образование, со стажем работы по специальности, с использованием необходимой литературы.
Суд принимает во внимание, что речь подсудимого Саткангулова Б.Ж. содержит фразы из видеофайлов; «Обращение абу Мухаммада аль Аднани аш Шами — Воистину, твой Господь в засаде», «Да, это Исламское Государство Халифат- часть 1», «Халифат! — Обращение братьев мухаджиров из Джазиры», скачивание которых из интернета он отрицает.
7.02.2015 года Саткангулов Б.Ж. отправил Адилову С.А. сообщение, в котором им сказано следующее: «Я хотел спросить, откуда вы берете информацию братья? Это раз. Эээ. Во-вторых, ээ откуда мы берем информацию. Я, Антон. Это их личные сайты, Даули. Допустим, Фисирия, Халяль центр, Исис, которые блокируют, блокируют и еще раз блокируют всегда. Или как на фоне. У них есть группы в «кнв», в «Одноклассниках», которые тоже блокируют, но по воле Аллаха мы находим снова эти группы и снова заходим. То есть мы берем информацию лично от них. Я, субханаллах, могу вам предоставить любой ответ на ваши вопросы именно в виде лекции их, выпуска записей, либо видеозаписей, либо письма, именно не от себя, а именно от них.»
Суд считает, что указанная речь подсудимого, с перепиской, обнаруженной на сайте «Islam Din.com» подтверждает доводы обвинения, что Саткангулов Б.Ж. искал информацию о террористической деятельности в интернете.
Под пропагандой понимается распространение в обществе и разъяснение каких-нибудь воззрений, идей, знаний, учения.
Цель пропаганды — заставить слушателей поверить в истинность авторских утверждений относительно справедливости излагаемых социальных, политических, мировоззренческих, религиозных, морально-этических, нравственных идей и т.п.
Подсудимый Саткангулов Б.Ж. в разговоре по мобильному приложению «WhatsАрр» с Адиловым С.А. и Коркенбаевым С.А. оправдывал террористическую деятельность ИГИЛ и необходимость вооруженного джихада. Оправдание террористической деятельности является формой пропаганды терроризма. Слушателями Саткангулова Б.Ж. были Адилов С.А. и Коркенбаев С.А., следовательно, подсудимый распространил среди них идею терроризма, т.е. совершил пропаганду терроризма.
При изложенных обстоятельствах суд считает вину подсудимого Саткангулова Б.Ж. доказанной, его действия правильно квалифицированы по ст.256 ч. 2 УК РК, как пропаганда терроризма с использованием информационно-коммуникационных сетей.
При назначении наказания обстоятельств отягчающих уголовную ответственность подсудимого суд не находит.
Смягчающим уголовную ответственность обстоятельством суд считает наличие у подсудимого на иждивении малолетних детей.
В соответствие с правилами ст.55 ч. 2 УК РК в виду наличия смягчающего обстоятельства и отсутствия отягчающих обстоятельств наказание назначается в пределах не более двух третей максимального срока наказания.
Учитывая, что подсудимый не признал вину, оснований для назначения минимального срока наказания предусмотренного ст.256 ч. 2 УК РК суд не находит.
В соответствие со ст.ст.177-178 УПК РК с подсудимого подлежат взысканию процессуальные издержки в виде расходов связанных с проведением судебных экспертиз.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387-402 УПК РК суд,
ПРИГОВОРИЛ:
Признать виновным Саткангулова Булата Жакпбаевича по ст. 256 ч. 2 УК РК, назначить наказание в виде шести лет лишения свободы с конфискацией имущества, находящего в его собственности, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Саткангулову Б.Ж. оставить содержание под стражей, срок наказания исчислять с 1.07.2015 года.
Взыскать с Саткангулова Б.Ж. процессуальные издержки в доход государства в сумме 311136 тенге за проведение судебных экспертиз.
Вещественные доказательства:
Диск №1506 (пакет №1); диск №1508 (пакет №3); диск №1509 (пакет №2); диск с детализацией телефонных соединений «Теле2» (пакет№28); детализация телефонных соединений «Актив» на трех листах; диск №1665 (пакет №65); диск №1619 (пакет №19); диски №№1631, 1632, 1633, 1634, 1635, 1636, 1637, 1638, 1639 (пакеты №№31-39); диск №1679 (пакет №79); диск №1678 (пакет №78), жесткий диск марки «Seagate» (пакет №1) — оставить при уголовном деле.
Телефон Дощанова марки «Самсунг» с сим-картами «Актив» и «Теле2» (пакет №1) возвратить Дощанову Е.Ж.
Телефон Саткангулова марки «Самсунг» с сим-картами «Актив» и «Теле2» (пакет №1), системный блок с жестким диском «SEAGATE 250Gb N6RY39SVF» (пакет №55) — передать родственникам Саткангулова Б.Ж.
Телефон Адилова марки «Самсунг» (пакет №1), сим-карта «Билайн» Адилова (пакет№20) передать Адилову С.А.
Сим-карта «Kmobile» Коркенбаева (пакет №101), сим-карта «Актив» Коркенбаева (пакет №27), телефон Коркенбаева марки «Престижио» (пакет №1) передать Коркенбаеву С.А.
Телефон Байжанова Р.С. марки «Нокиа» с сим-картой «Билайн» оставить у Байжанова Р.С.
Ноутбук Саткангулова марки «Асус» (пакет №2) — уничтожить.
Приговор может быть обжалован и опротестован в Костанайский областной суд через суд № 2 г. Костаная в течение 15 суток со дня провозглашения, осужденным, содержащимся под стражей в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
Судья Мухамбетов С.З.