Эпизод 4. Разработка мастер-планов
15 мая 2009 года на внеочередном ХII съезде НДП «Нур-Отан» Глава государства определил основные направления посткризисного форсированного индустриально — инновационного развития страны, в числе которых указаны:
-развитие транспортной и телекомуникационной инфраструктуры;
-инновационно-индустриальное обеспечение функционирования и развития;
-развитие транзитного потенциала;
Во исполнение данного поручения, пунктом 14 Протокола заседания Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики Республики Казахстан за №22-5/011-16 (И-342) от 01 июля 2009 года Министерству индустрии и торговли РК и другим государственным органам в срок до 1 ноября 2009 года поручено разработать и внести на рассмотрение Государственной комиссии отраслевые мастер-планы развития по наиболее перспективным направлениям экономики.
В этой связи, МТК РК принято решение о разработке мастер – планов в 3-х ведущих отраслях транспорта: в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта и автомобильных дорог. Подготовка соответствующих документов по финансированию данного проекта возложена на Департамент стратегического планирования и развития транспортно-коммуникационного комплекса МТК РК (далее ДСПиРТКК МТК РК), директором которого являлся Салимбаев Д.Ж.
Сыздыков, будучи внештатным советником министра транспорта и коммуникаций, узнав о данном проекте и об установленных кратчайших сроках исполнения поручения, решил совершить неоднократно путем обмана хищение бюджетных средств, планируемых к выделению для разработки отраслевых мастер-планов.
Для реализации своего умысла, выступая организатором преступления он вновь вступил в предварительный сговор с Айтукеновой Б.С., являющейся учредителем ТОО «Legal EXPERT KAZAKHSTAN», после чего, распределив между собой роли, действуя с прямым умыслом, неоднократно, противоправно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность возникновения тяжких последствий и желая их наступления, указанные лица приступили к реализации преступного умысла.
Пользуясь тем, что мастер — планы разрабатывались впервые и ответственные за это должностные лица МТК РК не имели опыта по выполнению таких работ, соучастники преступления решили выдать за часть мастер-планов уже имевшиеся у них материалы, послужившие средствами ранее совершенных преступлений, а также официальные программные документы в указанных отраслях транспорта.
В целях получения доступа к вопросам выделения и расходования денежных денег по разработке мастер — планов, Сыздыков используя отдельные сведения в области транспорта, ставшие ему известными при хищении денег в предыдущих проектах, принял меры к созданию мнения о наличии у него опыта в области разработки таких проектов.
Для этого он, как внештатный советник Министра, неоднократно предлагал свою помощь по выполнению поставленной задачи на рабочих совещаниях по разработке мастер-планов с участием руководства МТК и для большей убедительности произвел для вице-министра Бектурова А.Г. и директора ДСПиРТКК МТК РК Салимбаева презентацию видения мастер — планов с участием иностранного специалиста Джеймса Руни.
Ввиду ограниченных сроков по разработке проекта, не догадываясь о преступных намерениях Сыздыкова, Бектуров поручил Салимбаеву принять к сведению информацию, предоставленную советником министра и использовать ее впоследствии при подготовке документов по разработке отраслевых мастер-планов.
Введя в заблуждение должностных лиц МТК РК относительно своих истинных намерений, будучи заинтересованным из корыстных побуждений в ускорении процесса выделения бюджетных средств, Сыздыков предложил Салимбаеву помощь в подготовке заявки на финансирование работ по разработке мастер-планов, на что последний согласился.
Представившись помощником Сыздыкова Айтукенова на электронном носителе (флеш-карте) принесла Салимбаеву следующие документы: отраслевое заключение по проекту разработки отраслевых мастер — планов, пояснительную записку, техническую спецификацию, смету расходов на разработку мастер – планов на сумму 218 160 000 тенге, в которую помимо других затрат были включены:
-16 специалистов по 3 приоритетным отраслям на 120 дней, из расчета 1 920 чел./дней, стоимостью 10 000 тенге за 1 чел/день, на сумму 19 200 000 тенге.
-привлечение международных и казахстанских экспертов на сумму 119,5 млн. тенге
-использование электронных баз данных на сумму 38,75 млн.тенге
-типографские услуги по изготовлению мастер — планов на сумму 2 млн.тенге.
При этом, необходимость выделения денег на использование электронных баз данных (Еuromonitor и/или Soil profile analytical), в пояснительной записке объясняется необходимостью более тщательной подготовки мастер-планов, с использованием последних мировых статистических данных и получением адекватной информации по мировым рынкам, стоимость подписки составляет 38 750 000 тенге.
Типографские услуги просчитаны из расчета печати 500 комплектов мастер-плана, содержащих по 1 тыс. экземпляров мастер-планав 1-ом комплекте. Целью привлечения иностранных и казахстанских экспертов указывается получение для более комплексного составления мастер – планов, независимой оценки проектам и дополнительных рекомендаций с учетом лучшего мирового опыта.
Целью проекта обозначено: определение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для развития сфер транспортной инфраструктуры по приоритетным направлениям: автодорожная, железнодорожная, гражданская авиация.
27 июля 2009 года МТК РК направило заявку на финансирование услуг по разработку отраслевых мастер-планов в МЭБП, которое вынесла свое положительное заключение на сумму 210 000 000 тенге, с дальнейшим одобрением в РБК.
30 июля 2009 года Постановлением Правительства РК №1224 «О распределении республиканской бюджетной программы 004 «Разработка и экспертиза технико-экономических обоснований республиканских бюджетных инвестиционных и концессионных проектов, мастер-планов, консультативное сопровождение концессионных проектов» на 2009 год МТК РК выделены бюджетные средства в сумме 210, 0 млн. тенге.
Таким образом, МТК РК определен администратором бюджетной программы, который согласно ст.31 БК РК несет ответственность за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ.
Согласно ст.105 БК РК ответственность за недостижение результатов распределяемых бюджетных программ, предусмотренную Законами РК, несет администратор бюджетных программ, получившие и использующие бюджетные средства.
В августе 2009 года вице-министром Бектуровым А.Г. на основании Плана государственных закупок, «Правил распределения ответственности руководителей структурных подразделений МТК РК по финансовым документам», утвержденных Приказом министра транспорта и коммуникаций РК №333 от 28.07.2009 года, составление технической спецификации к конкурсной документации возложено на директора ДСПиРТКК Салимбаева, организация конкурса поручена Департаменту административной работы и государственных закупок (далее ДАРиГЗ).
Согласно ст.3 Закона РК «О государственных закупках», одним из принципов государственных закупок является — оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок.
Согласно ст.4 БК РК, принцип эффективности — это разработка и исполнение бюджета исходя из необходимости достижения наилучшего прямого результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств или достижение прямого результата с использованием меньшего объема бюджетных средств.
В соответствии со ст. 17 Закона РК «О государственных закупках», конкурсная документация разрабатывается организатором государственных закупок на основании типовой конкурсной документации, определенной правилами осуществления государственных закупок с учетом требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.
Конкурсная документация должна содержать:
— описание и требуемые технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг, включая утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию, технические спецификации, а при необходимости с указанием нормативно-технической документации;
— количество товара, объемы выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Контролировавшие весь процесс выделения денег на финансирование услуг по разработке мастер-планов, Сыздыков и Айтукенова, обманув Салимбаева относительно своих истинных намерений, повторно предложили последнему помощь в составлении технической спецификации к конкурсной документации и принесли ему на электронном носителе подготовленные документы.
В них соучастники преступления, приспосабливая средства для дальнейшего совершения преступления, умышленно не отразили такие качественные и количественные характеристики закупаемых работ как использование при разработке мастер — планов европейских баз данных и подготовку 500 комплектов по 1 тыс. экземпляров каждого мастер-плана в комплекте, всего на общую сумму 40 750 000 тенге.
Кроме того, в нарушение предусмотренного Законом «О государственных закупках» принципа предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок и добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, в целях обеспечения на конкурсе победы ТОО «АМТ» и исключения других потенциальных поставщиков, Сыздыковым и Айтукеновой в технической спецификации в качестве квалификационных требований к международным экспертам, привлеченным к выполнению работ, указано обязательное наличие у участника конкурса разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, выданное на одного из привлекаемых международных экспертов.
Данными действиями будущие потенциальные поставщики были заведомо поставлены в неравные условия с ТОО «АМТ», поскольку в оставшееся до вскрытия конкурсных заявок время, они не могли получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Как указывалось выше, данное разрешение 12.03.2009 года получено ТОО «АМТ» на привлечение иностранного работника для разработки концессионных проектов и использовано соучастниками при хищении бюджетных средств, выделенных на оказание консультационной помощи концессионных проектов.
Салимбаев Д.Ж., являясь должностным лицом, который в соответствии с указанными выше требованиями Закона и Приказом МТК РК от 05.03.2008 г. «О временном порядке проведения конкурсных процедур в МТК РК» и «Правилами распределения ответственности руководителей структурных подразделений МТК РК по финансовым документам», утвержденными приказом №333 от 28.07.2009 года, должен был самостоятельно разработать техническую спецификацию к конкурсной документации, вследствии халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей, принял подготовленные Сыздыковым Б.К. и Айтукеновой Б.С. документы, не проверил их на соответствие требованиям законодательства и, подписав, передал для проведения конкурса в ДАРиГЗ МТК РК.
11 сентября 2009 года приказами ответственного секретаря МТК РК за № 393, 394 предписано осуществить государственные закупки работ по разработке отраслевых мастер — планов способом конкурса и утверждена конкурсная документация по разработке мастер-планов в области железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и гражданской авиации, всего на 210 млн. тенге, представителем заказчика определен директор ДСПиРТКК Салимбаев Д.Ж.
В это время Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С., в целях достижения своей преступной цели приняли меры к формированию конкурсной заявки ТОО «АМТ» в соответствии с разработанной ими в МТК РК технической спецификацией к конкурсу.
19 октября 2009 года комиссией МТК РК конкурс по государственным закупкам работ по разработке отраслевых мастер — планов на сумму 210,0 млн. тенге признан не состоявшимся ввиду несоответствия, за исключением ТОО «АМТ», потенциальных участников конкурса требованиям конкурсной документации.
26 октября 2009 года продолжая действия, направленные на хищение чужого имущества Айтукенова Б.С. составила служебную записку от имени директора ДСПиРТКК МТК РК Салимбаева Д.Ж. на имя ответственного секретаря МТК с предложением заключить договор государственных закупок с ТОО «АМТ» способом из одного источника. Подписав этот документ и получив согласие руководства МТК РК Салимбаев Д.Ж. направил его в ДАРиГЗ.
30.10.2009 года приказом ответственного секретаря МТК за №454 определено осуществить государственные закупки работ по разработке отраслевых мастер-планов в области железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и гражданской авиации способом из одного источника на 2009 год, представителем МТК РК назначен заместитель директора ДСПиРТКК Сутемгенов О.Б.
05.11.2009 года МТК РК (заказчик) заключило договор № 127 с ТОО «АМТ» (поставщик) на сумму 210,0 млн. тенге о государственных закупках работ по разработке отраслевых мастер-планов в области железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и гражданской авиации.
Согласно условиям договора, поставщик обязан нанять на ключевые должности работников, указанных в сведениях о квалификации, однако Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. в целях хищения бюджетных средств путем обмана и злоупотребления доверием, эти обязательства умышленно проигнорировали и вместо указанных в технической спецификации 12 международных экспертов (4 по каждому мастер – плану) привлекли к выполнению работ лишь 1 международного эксперта для выполнения раздела в мастер-плане по автомобильным дорогам.
17 ноября 2009 года МТК на расчетный счет ТОО «АМТ» перечислено 63 млн. тенге в качестве аванса в размере 30% от суммы договора.
Оставшаяся сумма в размере 147 млн. тенге перечислена 29.12.2009 года по счету к оплате № 210001/09-2528, на основании акта выполненных работ, подписанного директором ДСПиРТКК МТК РК Сутемгеновым О.Б. вследствии халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей. Всего на расчетный счет ТОО «АМТ» перечислено 210,0 млн. тенге.
Согласно экспертного заключения АО «Казахстанский институт развития индустрии» от 10 марта 2011 года, разработанные ТОО «АМТ» отраслевые мастер-планы в области автомобильных дорог, гражданской авиации и железнодорожного транспорта не соответствуют требованиям технической спецификации, при их подготовке не привлечены международные эксперты, не представлен комплекс мер, пути достижения указанной в технической спецификации цели не предложены.
Понимая, что для сокрытия следов преступления и подписания актов выполненных работ следует произвести работы по договору без обеспечения их полноты и качества, Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. привлекли к выполнению работ следующих физических и юридических лиц:
— 09.11.2009 г. ТОО «АМТ» в лице директора Бижанова заключило договор №05-11/09 с ТОО «Инвестиционно-консалтинговая компания «Business Consulting& Direction» на сумму 65,0 млн тенге, на разработку мастер-планов в области гражданской авиации.
В свою очередь, директор этого предприятия Нурмуханбетов Е.С. заключил договор субподрядных работ от 10.11.09 с РГП «КазАэроПроект» на сумму 35 млн. тенге, после чего перечислил аванс на сумму 5, 25 млн. тенге. 03.12.2009 года этот договор был расторгнут.
В дальнейшем, между ТОО «АМТ» и РГП «КазАэроПроект» был заключен отдельный договор от 04.12.2009 года на сумму 15 млн.тенге, по разработке отраслевого мастер-плана в области гражданской авиации. 30.12.2009 года на основании счет — фактуры №810 от 25.12.2009 года ТОО «АМТ» перечислило в адрес РГП деньги в сумме 10 млн.тенге, на которые, с учетом полученного аванса, последним произведены работы.
Для разработки отраслевых мастер-планов в области транспорта и автомобильных дорог Сыздыков Б.К. от имени ТОО «АМТ» заключил договор б/н от 05.11.2009 г. с физическим лицом Джумабаевым Е.А. на сумму 10 млн.тенге, которые оплачены 31.12.2009 г. на основании счет-фактуры №2 от 08.12.09 г.
Фактически по поручению Сыздыкова Б.К. и Айтукеновой Б.С. Джумабаев Е.А. на указанную сумму разработал лишь экономический раздел мастер — планов в области автомобильных дорог и железнодорожного транспорта.
В качестве других разделов Сыздыковым Б.К. и Айтукеновой Б.С. Джумабаеву Е.А. переданы:
— ТЭО концессионного проекта реконструкции и эксплуатации участков «Алматы-Капшагай», «Алматы-Хоргос», «Астана-Караганда», БАКАД», использованное ими в процессе хищения бюджетных средств при оказании консультационных услуг концессионных проектов,
-государственная программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010-2014 годы
-материалы по анализу рынка железнодорожных услуг и анализу системы тарифообразования, которые Сыздыков получил по договору, заключенному между ТОО «АМТ» и ТОО «SYNERGY Co» на сумму 30 млн. тенге, на оказание услуг по разработке отраслевого мастер — плана в области железнодорожного транспорта.
По этому договору в ТОО «SYNERGY Co» перечислено фактически 5 млн. тенге, за которые представителем этой фирмы Сатаровым, без разработки самого мастер-плана, Сыздыкову переданы имевшиеся у него документы АО НК «Казахстан темір жолы».
Далее, Джумабаевым Е.А. полученные материалы были сведены в единые проекты мастер — планов, после чего переданы Сыздыкову Б.К. и Айтукеновой Б.С. Последние, имея на руках 3 проекта мастер-плана, из которых фактические трудозатраты были осуществлены лишь РГП «КазАэроПроект», Сатаровым и Джумабаевым Е.А., от имени ТОО «АМТ» заключили договор FAS ALM№10 5 от 17.02.2010 года с ТОО «Делойт ТСФ» на сумму 6,5 млн.тенге. Предметом явилась доработка мастер-планов в указанных отраслях транспорта, оплата произведена 19.02.2009 года на основании счет-фактуры№203 от 10.03.2010 года в сумме 7,28 млн.тенге, работы выполнены.
5 ноября 2009 года заключен договор 1-5/11 с гр-ном Арпад Хуберт Керестеш на оказание отдельных услуг при разработке мастер-планов в области автомобильных дорог, на сумму 2,5 млн. тенге, оплата на указанную сумму произведена, работы выполнены.
Таким образом, на разработку отраслевых мастер — планов в области автомобильных дорог, железнодорожного транспорта и гражданской авиации ТОО «АМТ» фактически затрачено 43,47 млн.тенге, включая прочие расходы на сумму 3,44 млн. тенге (5,25+10,0+5,0+10,0+2,5+7,28+3,44).
Кроме того, 28.12.2009 г. ТОО «АМТ» на основании платежного поручения №108 в виде неустойки за невыполнение работ в установленные сроки на расчетный счет ГУ «Налоговое управление района Алматы г.Астана» перечислено 2,73 млн.тенге.
Оставшаяся сумма денег Сыздыковым Б.К. и Айтукеновой Б.С. была похищена следующим образом.
Так, после расторжения договора с РГП «КазАэроПроект» директор ТОО «ИКК «Business Consulting& Direction» Нурмуханбетов, будучи введенным в заблуждение соучастниками преступления относительно своих истинных намерений, заключил договора субподряда и перечислил на расчетные счета ТОО «Грана» и ТОО «KazEngineeringGroup» денежные средства в сумме 24,0 млн. тенге и 33,75 млн. тенге соответственно, которые их директорами Вертковой и Мухамбетжановой обналичены и переданы Сыздыкову Б.К. с Айтукеновой Б.С., без фактического выполнения работ. Прибыль от указанной сделки в сумме 2,25 млн.тенге Нурмуханбетовым оставлена в своем предприятии.
Далее, в целях хищения бюджетных средств путем обмана и сокрытия следов совершенного преступления между ТОО «АМТ» и ТОО «Legal EXPERT KAZAKHSTAN», учредителем которого являлась Айтукенова Б.С., заключены следующие фиктивные договоры:
— договор субподряда от 12.11.2009 года на сумму 20 млн. тенге, на оказание юридических услуг, связанных с разработкой отраслевых мастер-планов. В период с 18 ноября по 31 декабря 2009 года по договору фактически оплачено 17,8 млн. тенге;
— договор субподряда от 11.12.2009 года на сумму 10,0 млн. тенге, на оказание услуг по доработке отраслевых мастер-планов. Перечислено фактически 8,9 млн. тенге;
В свою очередь, Айтукеновой Б.С. от имени ТОО «Legal EXPERT KAZAKHSTAN» в лице директора Кипшакбаевой Б.К. был заключен договор субподряда б/н от 02.11.2009 года с ТОО «Кала Жолы» по оказанию юридических услуг, связанных с разработкой поправок в законодательные акты РК в области авиации, на сумму 2,5 млн.тенге. Данная сумма перечислена на основании счета к оплате №0135 от 05.12.2009 года, после чего обналичена и передана неустановленными лицами Айтукеновой Б.С. и Сыздыкову Б.К. Работы по договору не выполнялись.
-договор субподряда б/н с ТОО «KazEngineeringGroup» по оказанию юридических консультационных услуг, связанных с разработкой поправок в действующие законодательные акты РК в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта и автомобильных дорог, концессии, строительной деятельности, а так же жилищно-коммунального хозяйства РК, на сумму 14,0 млн.тенге. Деньги оплачены 05.01.2010 года на основании счет-фактуры №0125 от 05.12.2009 года, обналичены Мухамбетжановой А.С. и переданы Айтукеновой А.С. и Сыздыкову Б.К.
Денежные средства в сумме 1,3 млн. тенге оставлены на расчетном счете ТОО «Legal EXPERT KAZAKHSTAN».
Кроме того, на деньги, перечисленные для разработки мастер — планов, Сыздыковым Б.К. от имени ТОО «АзияМегаТранзит» заключены:
— договор субподряда №1-18/11 от 18.11.2009 года с ТОО «Грана» на разработку финансово-экономического обоснования проектов по созданию и управлению информационной системы аккредитации 7 зимних азиатских игр, на сумму 40 млн.тенге. Деньги перечислены 18.11.2009 года на основании платежного поручения№90, после чего обналичены Вертковой и переданы Сыздыкову Б.К. через неустановленных лиц.
-договор субподряда №2-18/11 от 18.11.2009 года с ТОО «Грана» по разработке спецификации на создание и управление интегрированной информационной системы аккредитации 7 зимних азиатских игр, на сумму 30 млн.тенге. Деньги перечислены в период с 30 октября по 31 декабря 2009 года, после чего обналичены Вертковой и переданы Сыздыкову Б.К. через неустановленных лиц.
-договор субподряда №3-18/11 от 18.11.2009 года с ТОО «KazEngineeringGroup» на разработку проектов «Разработка спецификации на создание и управление интегрированной системы 7 зимних азиатских игр, на сумму 15,98 млн.тенге. Деньги перечислены 19.01.2010 года на основании платежного поручения №4 в сумме 16,0 млн.тенге, которые обналичены Мухамбетжановой и переданы Сыздыкову Б.К. и Айтукеновой Б.С. через Сахметову Г.М.
Всего Сыздыковым Б.К. и Айтукеновой Б.С. по предварительному сговору группой лиц неоднократно, без фактического выполнения работы по договору с МТК РК, похищены путем обмана денежные средства на общую сумму 163 080 000 тенге (24+33,75+2,25+2,5+14+1,3+40+30+16), которые они разделили между собой и распорядились каждый по своему усмотрению, причинив государству в лице МТК РК материальный ущерб в крупном размере на указанную сумму.