В соответствии с процессуальным законодательством. Подача жалобы на действия судьи

Согласно Закону РК от 12 января 2007 года № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» каждый гражданин, его представитель, юридическое лицо вправе направить в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления обращение на недостатки в работе этих органов, их должностных лиц и сотрудников.

Действие данного закона распространяется также на судей, специалистов и других работников судебной системы.

В то же время имеется своя существенная специфика этих отношений, основанная на п. 2 ст. 3 вышеуказанного закона. Согласно данной норме, действие закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством РК об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством РК. Данное требование права означает, что любое лицо, не согласное с судебным актом, вправе оспорить его в соответствии с процессуальными нормами в суд вышестоящей инстанции по правилам, установленным процессуальным законодательством.

Только судебная инстанция — суд апелляционной, кассационной, надзорной инстанций вправе изменить или отменить незаконный судебный акт. Это положение относится не только к ошибкам в применении материального законодательства, но и к допускаемым отдельными судьями нарушениям процессуальных норм. Основаниями к отмене судебного акта могут быть как неправильное применение норм права, относящихся к существу дела, так и, при условиях, указанных в процессуальных кодексах, нарушения процесса рассмотрения конкретного административного, уголовного или гражданского дела.

Согласно абзацу 5 ст. 1 Конституционного закона РК от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

Таким образом, поступающие в значительном количестве обращения граждан и юридических лиц, направленные против вынесенных судебных актов и подаваемые заявителями в виде жалоб на действия конкретных судей и работников судов с указанием на допущенные, по мнению обратившегося лица, нарушения материального и процессуального права не только не могут быть рассмотрены в качестве жалобы на действия судьи, но и не приведут к желаемым для заявителя последствиям — изменению или отмене оспариваемого судебного акта. Кроме того, эти обращения по конкретным судебным делам, и сами дела, не могут быть взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами. Цель подачи таких обращений очевидна — всеми возможными способами добиться изменения или отмены постановления, приговора, решения, определения суда, вынесенного судебной инстанцией по конкретному делу.

Для разрешения жалоб от граждан и юридических лиц в отношении судей районных и Алматинского городского суда создана и действует комиссия по разрешению жалоб, состоящая из действующих судей, судей в отставке и специалистов суда, ответы на эти обращения на основании подготовленных проверочных материалов даются председателем Алматинского городского суда.

За 2013 год в Алматинский городской суд поступило 486 обращений от граждан и юридических лиц. По 229 обращениям судом фактически разъяснено заявителям, что их жалобы не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», поскольку эти заявления содержали требования об отмене или изменении судебных актов, и их доводы следовало включить в апелляционные или кассационные жалобы.

Граждане и юр. лица часто направляют копии своих обращений в различные организации, считая, что жалоба, направленная в прокуратуру, либо в органы финансовой полиции, приведет к отмене или изменению оспариваемого ими судебного акта. За прошлый год поступило 94 такие жалобы, перенаправленные в Алматинский городской суд из других организаций, которые не вправе были их разрешать. За 2013 г. было признано подтвердившимися полностью или частично всего 51 обращение.

В зависимости от степени тяжести допущенного нарушения и поступления жалоб в отношении одного и того же судьи от разных лиц, проверочный материал со справкой о выявленном нарушении направляется для обсуждения этих действий судьи на оперативные совещания в районные и приравненные к ним суды, на оперативные совещания судей судебных коллегий городского суда, на рассмотрение межпленарного или пленарного совещания судей Алматинского городского суда. Обсуждение проводится с участием судьи, председателей районных судов, других судей и руководства Алматинского городского суда.

Анализ подтвердившихся обращений показывает, что судьями допускаются нарушения сроков составления судебных актов и протоколов судебных заседаний, направления рассмотренных дел в апелляционную инстанцию вышестоящего суда, предоставления дел на ознакомление сторонам и их представителям. Указанные нарушения, даже при условии их подтверждения при проверке, не являются основаниями для отмены или изменения судебных актов, но могут служить поводом для обсуждения допущенных нарушений вышеназванными совещаниями судей с целью исключения подобных ошибок в будущем и повышения исполнительской дисциплины.

Отдельной темой для обсуждения является стремление некоторых граждан попасть на личный прием к председателю Алматинского городского суда для того, чтобы заблаговременно, до разрешения спора соответствующей судебной инстанцией, ознакомить председателя суда со своими доводами с целью разрешить дело в свою пользу.

Однако председатель суда одновременно является председателем кассационной судебной коллегии Алматинского городского суда и в дальнейшем будет принимать участие как судья в судебном заседании по рассмотрению уголовного или гражданского дела. При этих условиях он не вправе не только контролировать конкретное гражданское дело, но и заранее, вне судебного заседания, получать от одной из сторон предварительную информацию по делу, выслушивать доводы стороны и делать какие-либо выводы. Доведение участником процесса на личном приеме своих доводов и возражений до председателя суда является непроцессуальным контактом и может служить основанием для заявления ему отвода другой стороной.

Таким образом, с учетом того, что судебные споры, административные, уголовные и гражданские дела решаются только в процессуальном порядке, а именно в соответствующих судебных заседаниях с соблюдением процессуальных прав обеих сторон и всех участников процесса, подача жалобы на действия судьи, в связи с вынесением им судебного акта, оспариваемого заявителем, не окажет какого-либо влияния на разрешение по существу конкретного дела.

Также следует отметить, что не всякое нарушение процессуального закона ведет к отмене состоявшегося постановления, определения, приговора или решения суда (судьи).

Случаи безусловных, независимо от доводов жалобы или протеста отмены состоявшихся судебных актов, перечислены в ст. 415 УПК РК и в ст. 366 ГПК РК. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В иных случаях, при наличии не перечисленных в указанных нормах права процессуальных нарушений, судебный акт подлежит отмене, если эти нарушения привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

В 2013 г. районными и приравненными к ним судами города Алматы рассмотрено 31 458 административных, 3 933 уголовных и 57 579 гражданских дел, всего 92 970 дел, не считая различных многочисленных заявлений и ходатайств, требующих разрешения в процессуальном порядке после рассмотрения дела по существу. По указанным делам поступило 486 обращений граждан, их представителей и юридических лиц, что составляет 0,52 процента от общего количества дел, из них подтвердилось 51 заявление (жалоба), т.е. 0,05 процента обращений. По сравнению с 2012 годом, количество подтвержденных обращений снизилось почти вдвое.

На сегодняшний день применяются методы контроля над разрешением подтвердившихся жалоб, комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц отслеживаются принимаемые меры, ведется соответствующая регистрация поступающих обращений с накоплением информации, которая учитывается при решении кадровых вопросов.

Гражданам, их представителям, юридическим лицам также следует руководствоваться простыми и действенными правилами во взаимоотношениях с судами — в исковых и иных заявлениях в ходе рассмотрения дела указывать правильные адреса, телефонные номера, электронную почту, вовремя уведомлять суд о смене адреса, применять современные электронные технологии, вплоть до подачи электронного искового заявления, обращаться в суды по вопросам организации судебных процессов после 16-17 часов, когда судьи и специалисты освобождаются от ежедневных судебных заседаний и могут разрешить ваши вопросы без ущерба для других граждан. Ходатайства о вызове свидетелей, экспертов, назначении судебных экспертиз и другие подавать в суд за несколько дней до начала судебного заседания. Помнить, что любое ходатайство подлежит разрешению составом суда с учетом мнения другой стороны. Не надеяться, что заявление об отложении судебного заседания, поданное без приложения соответствующих документов, автоматически будет удовлетворено.

Эти рекомендации согласуются с п.п. 3 и 4 ст. 8 ГК РК и соответствующими нормами КоАП РК, УК РК, согласно которым осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других субъектов права, граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики.

С. Лобач, руководитель комиссии по разрешению жалоб Алматинского городского суда, судья

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *