Всеобщее и обязательное

Налоговое законодательство в соответствии со ст.2 Налогового кодекса РК основывается на Конституции РК, состоит из настоящего кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим кодексом.

А. ЖАКУПОВА,
судья Актюбинского
областного суда

В силу ст.4 Конституции РК нормативные постановления Верховного Суда РК, регулирующие налоговые правоотношения, также включаются в состав дейст­вующего права. Конституцией РК предусмотрено, что уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого (ст.35).
Основанием для налогообложения является совокупность юридических фактов, с которой законодательство РК связывает возникновение обязанности по уплате налога. Данный принцип закреплен нормативно в п.1 ст.26 Налогового кодекса РК, согласно которому налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством.
Из содержания п.1 ст.26 и ст.27 НК РК следует, что налоговое обязательство появляется у лица при одновременном наличии двух юридических фактов: лицо является плательщиком налога; у лица появляется объект налогообложения.Где кроется идея

Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое тео­ретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) впервые обосновал основные пять принципов налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: ставших классическими, желательных в любой системе экономики. Эти принципы присущи налогу как объективной эко­номической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами.
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Следую­щие принципы, обоснованные
А. Смитом, названы позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налого­плательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «…соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налого­плательщику;
4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые по­ступления. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов
А. Смита претерпела определенные изменения. И в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (эффективности).

В проекции на реальность

На основе принципов налогообложения Адама Смита к настоя­щему времени сложились две реальных концепции налогообложения.
Первая, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется, главным образом, на основе этого принципа. (Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.)
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающейся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу (когда физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства) необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Вторая концепция предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного прин­ципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 500 000 тн. у лица, получающего пять млн тн. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. Нельзя сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 тн. у человека с доходом в 50 000 тн. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители, действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответ­ствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют обе концепции налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Актуальные 
аспекты взимания

Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А. Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, (немецкий экономист? Адольф Вагнер) отдельные ученые выделяют три группы принципов взимания налогов:
1) этические принципы обложения, куда относят:
— всеобщность налогов;
— соразмерность обложения с платежеспособностью;
2) принципы управления налогами, это:
— определенность обложения;
— удобность обложения и взимания налогов для их плательщиков;
— дешевизна взимания;
3) народнохозяйственные принципы, к которым относятся:
— надлежащий выбор источников налогов;
— правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы при возможности соблюдение этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность? на случай чрезвычайных государственных нужд.
Также принципы налогообложения подразделяют на экономические, юридические, организационные.
1. Экономические, это:
— принцип хозяйственной независимости;
— принцип справедливости;
— принцип соразмерности;
— принцип учета интересов налогоплательщиков;
— принцип экономичности.
2. Юридические, к ним относятся:
— принцип нейтральности (равного налогового бремени);
— принцип установления налогов законами;
— принцип приоритета налогового закона над неналоговым;
— принцип отрицания обратной силы налогового закона;
— принцип наличия в законе существенных элементов налога;
— принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений.
3. Организационные, такие, как:
— принцип единства налоговой системы;
— принцип подвижности налогообложения;
— принцип стабильности налоговой системы;
— принцип множественности налогов;
— принцип исчерпывающего перечня налогов.
Со­гласно принципу справедливости (равенства налогообложения) каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи — 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Задача законодателя — на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономической активности налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Учет интересов 
налогоплательщика 

Следовательно, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.
Налоговый предел — условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государ­ственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.
Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматрива­ется через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представля­ют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.
Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так ус­троен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно мень­ше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание причем в несколько раз.
Из принципов экономических вытекают принципы юридические — это общие и спе­циальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности.
Налоговый кодекс нашей республики полностью отражает общеустановленные юридические принципы. Например, принцип нейтральности (равного налогового бремени) — налоги для всех налогоплательщиков одинаковы, ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не преду­смотренных НК РК, данное положение закреплено в п.2 ст.2 НК РК.
В п.3 названной нормы закреплен принцип установления налогов законами. Так, налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных НК РК.
Нашел свое отражение в п.4 ст.2 НК РК принцип приоритета налогового закона над неналоговым: в налоговых отношениях — при наличии противоречия между настоящим кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего кодекса. Запрещается включение в неналоговое законодательство РК норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
В соответствии с п.2 ст.3 НК РК — законодательные акты РК, вносящие изменения и дополнения в настоящий кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие не ранее
1 января года, следующего за годом их принятия (принцип отрицания обратной силы налогового закона).
Принцип наличия в законе существенных элементов налога: в Налоговом кодексе установлены виды налогов, плательщики налогов, объекты налогообложения и налогооблагаемый доход.
Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений регулируется налоговой политикой государ­ства, отраженной в ст.10 НК РК и определяемой совокупностью мер по установлению новых и отмене действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменению ставок, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в целях обеспечения финансовых потребностей государства на основе соблюдения баланса экономических интересов государства и налогоплательщиков.
Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построе­ние налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Данные принципы отражают: 1)?единство и стабильность налоговой системы; 2)?подвижность и множественность налогов.
Из п.1 ст.4 НК РК усматривается, что налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах налогообложения. К принципам налогообложения относятся: принципы обязательности, определенности, справедливости налогообложения; единства налоговой системы и гласности налогового законодательства.
Принцип обязательности налогообложения означает, что налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки.
Законодатель исходит из добросовестности налогоплательщика. Согласно п.1 ст.31 НК РК исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Принцип определенности налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика.
Принцип справедливости налогообложения — налогообложение в РК является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.
Принцип единства налоговой системы — налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.
Принцип гласности налогового законодательства — нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.
Из п.2 названной нормы следует, что положения налогового законодательства РК не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим кодексом.

В дружественной стране

В Налоговом кодексе РФ установлен принцип отсутствия дискриминационного характера налогов: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, граждан­ства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин); полагаем, что данный принцип перекликается с принципом справедливости.
Также в НК РФ закреплен принцип приоритетности налогоплательщика, так называемая презумпция невиновности налогоплательщика — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодатель­ства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Думается, если бы такой прин­цип был включен в налоговое законодательство РК, то судебная практика по налоговым спорам складывалась несколько по иному.
Имеются и иные подразделения принципов налогового закона. Например, по своему содержанию юридические прин­ципы налогообложения можно подразделить на следующие группы: принципы налогового права, отражающие сущность налога; принципы, используемые в ходе разработки налогового законодательства; принципы, обеспечиваю­щие реализацию и соблюдение прав и свобод налогоплательщиков.
Завершая, хотелось отметить, что принципы налогового права очень важны. Они имеют не столько теоретическую ценность, сколько практическую. Реализация в полной мере юридических принципов означает демократический подход публичной власти к частным интересам.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *