В соответствии с Законом от 12 января 2007 года № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (далее — Закон) каждый гражданин, его представитель, юридическое лицо вправе направить в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления обращение на недостатки в работе этих органов, их должностных лиц и сотрудников.
Действие Закона распространяется также на судей, специалистов и других работников судебной системы. В тоже время имеется своя существенная специфика этих отношений, основанная на пункте 2 статьи 3 Закона.
Согласно данной норме, действие Закона не распространяется на обращения физических и юридических лиц, порядок рассмотрения которых установлен законодательством об административных правонарушениях, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством. Таким образом, любое лицо, не согласное с судебным актом, вправе оспорить его в соответствии с процессуальными нормами в суд вышестоящей инстанции по правилам, установленным процессуальным законодательством.
Только суд — апелляционная, кассационная и надзорная инстанции вправе изменить или отменить незаконный судебный акт. Это положение относится не только к ошибкам в применении материального законодательства, но и к допускаемым отдельными судьями нарушениям процессуальных норм.
Основаниями к отмене судебного акта могут быть как неправильное применение норм права, относящихся к существу дела, так и (при условиях, указанных в процессуальных кодексах) нарушения процесса рассмотрения конкретного административного, уголовного или гражданского дела.
Согласно ст. 1 Конституционного закона от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами. Таким образом, поступающие в значительном количестве обращения граждан и юридических лиц, направленные против вынесенных судебных актов и подаваемые заявителями в виде жалоб на действия конкретных судей и работников судов с указанием на допущенные, по мнению обратившегося лица, нарушения материального и процессуального права, не только не могут быть рассмотрены в качестве жалобы на действия судьи, но и не приведут к желаемым для заявителя последствиям — изменению или отмене оспариваемого судебного акта.
Эти обращения по конкретным судебным делам, и сами дела не могут быть взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.
Для разрешения жалоб от граждан и юридических лиц в отношении судей районных и Алматинского городского суда создана соответствующая комиссия, в состав которой вошли действующие судьи, судьи в отставке и специалисты суда. Ответы на обращения на основании подготовленных проверочных материалов подписывает председатель Алматинского городского суда.
В 2013 году в Алматинский городской суд поступило 486 обращений от граждан и юридических лиц. По 229 из них заявителям разъяснено, что их жалобы не подлежат рассмотрению и разрешению в рамках Закона поскольку эти заявления содержали требования об отмене или изменении судебных актов и их доводы следовало включить в апелляционные или кассационные жалобы.
Направляя копии своих обращений в различные организации, в том числе в прокуратуру или в органы финансовой полиции, граждане и юридические лица, очевидно, полагают, что таким образом их действия приведут к отмене или изменению оспариваемого ими судебного акта. За прошлый год таких жалоб, являющихся повторными и аналогичными, поступило 94, они были перенаправлены в Алматинский городской суд из других организаций, которые не вправе были их разрешать.
За 2013 год были признаны подтвердившимися полностью или частично 51 обращение. В зависимости от степени тяжести допущенного нарушения и поступления жалоб в отношении одного и того же судьи от разных лиц, проверочный материал со справкой о выявленном нарушении направляется для обсуждения в районные и приравненные к ним суды, судебные коллегии городского суда, межпленарное или пленарное совещания судей Алматинского городского суда. Обсуждение проводится с участием председателей районных судов, судей и руководства Алматинского городского суда.
Анализ подтвердившихся обращений в отношении судей показывает, что судьями допускаются нарушения сроков составления судебных актов и протоколов судебных заседаний, направления рассмотренных дел в апелляционную инстанцию вышестоящего суда, предоставления дел на ознакомление сторонам и их представителям. Нарушения, даже при условии их подтверждения в результате проверки, не являются основанием для отмены или изменения судебных актов. Они могут служить поводом для обсуждения допущенных нарушений в ходе совещаний судей с целью исключения подобных ошибок в будущем и повышения исполнительской дисциплины.
Отдельной темой для обсуждения является стремление некоторых граждан попасть на личный прием к председателю Алматинского городского суда для того, чтобы заблаговременно, до разрешения спора соответствующей судебной инстанцией, ознакомить председателя суда со своими доводами с целью разрешить дело в свою пользу. Однако председатель областного суда одновременно является председателем кассационной судебной коллегии, и в дальнейшем будет принимать участие как судья в судебном заседании по рассмотрению уголовного или гражданского дела. При этих условиях председатель суда не вправе не только контролировать ход рассмотрения конкретного гражданского дела, но и заранее, вне судебного заседания, получать от одной из сторон предварительную информацию по делу, выслушивать доводы стороны и делать какие-либо выводы.
Доведение участником процесса на личном приеме своих доводов и возражений до председателя суда есть незаконное обращение, которое может служить основанием для заявления ему отвода другой стороной. Таким образом, с учетом того, что судебные споры, административные, уголовные и гражданские дела решаются только в процессуальном порядке, а именно в соответствующих судебных заседаниях с соблюдением процессуальных прав обеих сторон и всех участников процесса, подача жалобы на действия судьи в связи с вынесением им судебного акта, оспариваемого заявителем, не окажет какого-либо влияния на разрешение по существу конкретного дела.
Также следует отметить, что не всякое нарушение процессуального закона ведет к отмене состоявшегося постановления, определения, приговора или решения суда (судьи). Случаи безусловных, независимо от доводов жалобы или протеста отмены состоявшихся судебных актов перечислены в ст. 8 Кодекса об административных правонарушениях, в ст. 415 Уголовно-процессуального кодекса и в ст. 366 Гражданского процессуального кодекса. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В иных случаях, при наличии не перечисленных в указанных нормах права процессуальных нарушений, судебный акт подлежит отмене, если эти нарушения привели или могли привести к неправильному разрешению дела.
В 2013 году районными и приравненными к ним судами г. Алматы рассмотрено 92 970 дел, из которых 31 458 — административные, 3 933 — уголовные и 57 579 — гражданские, не считая различных заявлений и ходатайств, требующих разрешения в процессуальном порядке после рассмотрения дела по существу. По указанным делам поступило 486 обращений граждан, их представителей и юридических лиц, что составляет 0,52% от общего количества дел, из них подтвердилось 51 заявление (жалоба), т.е. 0,05% обращений.
В 2012 году судами Алматы рассмотрено всего 84 884 административных, уголовных и гражданских дела, поступила 421 жалоба (0,49 96), из них подтвердилось 81 заявление (жалоба), т.е. 0,09% обращений. Статистика свидетельствует о снижении почти вдвое количества подтвержденных обращений.
С целью контроля за разрешением подтвердившихся жалоб комиссией по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц отслеживаются принимаемые меры, ведется регистрация обращений с накоплением информации, которая учитывается при решении кадровых вопросов, разрабатываются и применяются общие меры, направленные на решение организационных вопросов работы судов, судей и специалистов.
Гражданам, их представителям, юридическим лицам также следует руководствоваться простыми и действенными правилами во взаимоотношениях с судами. В исковых и во всех иных заявлениях, подаваемых в суды в ходе рассмотрения дела, следует правильно указывать почтовые адреса, номера телефонов, электронную почту. Необходимо своевременно уведомлять суд о смене адреса, применять современные электронные технологии вплоть до подачи электронного искового заявления. Ходатайства о вызове свидетелей, экспертов, назначении судебных экспертиз и другие предпочтительно подавать в суд заблаговременно — за несколько дней до начала судебного заседания. Помнить, что любое ходатайство подлежит разрешению составом суда с учетом мнения другой стороны, и не надеяться на то, что заявление об отложении судебного заседания, поданное без приложения соответствующих документов, автоматически будет удовлетворено.
Эти рекомендации согласуются с Гражданским кодексом и соответствующими нормами Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса, согласно которым осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других субъектов права. Граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также — правила деловой этики.
Алматинский городской суд