Эпизод 2. Реализация 2-го этапа Плана мероприятий
по переходу отрасли гражданской авиации
на европейские требования
Распоряжением Премьер-Министра РК от 17 ноября 2005 г. (далее Распоряжение) утверждён План мероприятий по переходу отрасли гражданской авиации Республики Казахстан на европейские авиационные требования до 2008 г. (далее План). Данный документ принят на основании исследований и расчётов затрат, подготовленных директором компании «Aeroconsult» (Великобритания) Брайаном Покаком для МТК РК.
План состоял из 3-х этапов, предусмотренные в нем мероприятия были направлены на внедрение в гражданской авиации в период 2006-2008 годов европейских авиационных стандартов JAR.
Реализация 1-го этапа запланирована на 2006 г. в сумме 122,0 млн. тенге и возложена на Министерство образования и науки РК в лице Академии гражданской авиации (далее Академия), которая в 2006-2007 годах в соответствии с Планом осуществила мероприятия по переводу на государственный и русский языки документов европейских авиационных требований (JAR), обучение сотрудников КГА и преподавателей Академии приглашенными зарубежными специалистами, провела семинар по внедрению Европейских авиационных требований в Республике Казахстан и т.д.
Выполнение мероприятий, предусмотренных 2 этапом Плана определено на 2007 год в сумме 193,7 млн. тенге и возложено на МТК РК. Согласно пунктов 10,11 и 12 Плана (в редакции по состоянию на 16 января 2007 года) предполагалось осуществить внедрение требований:
— JAA: JAR 1, 11, 21, JAR OPS 1, 66, FCL 1 и 3, MMEL/MEL, JAR 39 — 85,1 млн. тенге;
— JAR 145, 147, 21 — 28,4 млн. тенге;
— JAR 23, 27/29, JAR OPS 3, FCL 3, STD 23, VLA/VLR и TSO — 75,7 млн. тенге.
Постановлением Правительства РК № 1220 от 15 декабря 2006 года утвержден Паспорт республиканской бюджетной программы 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций» на 2007 год, в соответствии с которым МТК РК выделено 1 991 673 тыс. тенге, в том числе 193,7 млн. тенге на реализацию 2-этапа Плана.
Указанная сумма выделена на основании бюджетной заявки МТК РК с расчетами расходов, связанных с приглашением иностранных консультантов – инструкторов для обучения требованиям JAR на сумму 361 020 долларов США, обучением персонала КГА в среде JAR на сумму 283 700 долларов США, прикреплением специалистов – консультантов на сумму 546 017 долларов США, всего на сумму 1 190 737 долларов США или 193,7 млн. тенге по курсу 130,1.
Согласно ст. 94 БК РК паспорта республиканских и местных бюджетных программ составляются на основании проекта паспорта бюджетной программы, представляемого в составе бюджетной заявки и одобренного бюджетной комиссией, с учетом решений, принятых при утверждении (уточнении, корректировке) бюджета и являются основой для оценки эффективности бюджетных программ.
В марте-апреле 2007 года о выделенных денежных средствах, предназначенных на реализацию 2-го этапа Плана в сумме 193,7 млн. тенге, узнал внештатный советник Министра транспорта и коммуникаций Сыздыков Б.К., который уже имея цель хищения путем обмана бюджетных средств при реализации различных проектов в области транспорта, решил похитить часть из указанной выше суммы денег.
С учетом того, что бюджетные деньги на реализацию 2-го Плана были уже выделены, Сыздыков Б.К. незначительно изменил свой первоначально составленный план совершения преступлений.
Выяснив, что реализация 2-го этапа Плана еще не начата и ответственным за освоение выделенных бюджетных средств в сумме 193,7 млн. тенге является КГА, Сыздыков Б.К., как организатор и подстрекатель преступления предложил свои услуги специалиста в этой области Председателю КГА Кубаеву М.М., не посвящая его в свои истинные преступные планы, направленные на неоднократное хищение путем обмана указанных бюджетных средств.
Одновременно, исходя из уже состоявшегося на тот период преступного сговора по хищению бюджетных денег, выделенных на разработку ТЭО «Реконструкция международного транзитного коридора Западный Китай — Западная Европа», Сыздыков Б.К. привлек к совершению преступления Айтукенову Б.С., после чего получив ее согласие, отвел ей роль исполнителя, решив использовать Кубаева М.М. «вслепую» по аналогии с использованием Кутербекова Д.К. и ?мірбаева Н.Б.
Действуя группой лиц по предварительному сговору, неоднократно, умышленно, противоправно, осознавая общественную опасность своих действий и неизбежность наступления тяжких последствий в виде причинения крупного ущерба государству и желая их наступления, Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. реализовали задуманный преступный план следующим образомной деятельности.
Достоверно зная о том, что вопросы внедрения европейских авиационных правил ввиду специфики отрасли гражданской авиации помимо сотрудников КГА малоизвестны руководству Министерства и другим государственным органам, создавая условия для совершения преступления, в соответствии с отведенной ей ролью Айтукенова Б.С. подготовила от имени МТК РК письмо на имя Премьер — Министра РК о необходимости внесения изменений во 2-ой этап Плана и переноса сроков их исполнения.
К письму приобщены подготовленная Айтукеновой Б.С. и подписанная Кубаевым М.М. пояснительная записка и Проект Распоряжения Премьер — Министра РК о внесении изменений в План, в котором ранее предусмотренные в пунктах 10, 11, 12 мероприятия по внедрению JAR заменены на:
-анализ состояния отрасли гражданской авиации и нормативно-правовой базы Республики Казахстан в сфере гражданской авиации на соотвествие международным авиационным требованиям и стандартам;
-выявление и анализ потребностей отрасли гражданской авиации Республики Казахстан и нормативно-правовой базы в приведении в соответвие с европейскими авиационными требованиями;
-определение приоритетности выявленных потребностей и их очередности перехода на европейские авиационные стандарты;
-определение круга субъектов гражданской авиации, деятельность которых подлежит привидению в соответствие с европейскими авиационными требованиями, с учетом выявленных потребностей и очередности;
-оценка экономической эффективности перехода отрасли гражданской авиации на европейские авиационные стандарты;
-составление Программы повышения квалификации сотрудников Комитета и работников субъектов гражданской авиации;
-определение перечня квалификационных требований к работникам отрасли и сотрудникам Комитета для формирования перечня лиц, направляемых на повышение квалификации по Программе;
-мероприятия по конкурсному отбору лиц, направляемых на повышение квалификации по Программе;
-проведение семинаров по повышению квалификации;
-составление Графика перехода отрасли гражданской авиации и отраслевой нормативно-правовой базы на европейские авиационные требования;
-получение заключения EASA на График, с целью хищения бюджетных денежных средств при выполнении предложенных видов работ.
Постановлением Премьер-Министра РК № 167 от 05.03.2007 года Кубаев М.М. назначен председателем Комитета гражданской авиации МТК РК, что продублировано приказом № 140-к от 05.03.2007 года по МТК РК о назначении Кубаева М.М. председателем Комитета гражданской авиации МТК РК.
Вместе с тем, будучи Председателем КГА Кубаев достоверно знал о том, что 30 июня 2006 года Постановлением Правительства РК №632 принята Программа развития отрасли гражданской авиации РК на 2006-2008 г.г. В этом документе проведен анализ современного состояния отрасли, охватывающий все существовавшие в тот период проблемные вопросы, в связи с чем, необходимости в проведении анализа состояния отрасли гражданской авиации и нормативно-правовой базы на предмет соответствия международным авиационным требованиям и стандартам небыло.
Проведение мероприятий по повышению квалификации сотрудников КГА на тот период не требовалось, поскольку последние не прошли базового курса обучения, сформированного на основе учебных программ JAR. К тому же, в этот период Академией гражданской авиации уже осуществлялось обучение сотрудников требованиям JAR в соответствии с 1 этапом Плана, в том числе и работников КГА.
Отсутствовала необходимость в разработке графика по переходу отрасли гражданской авиации, так как Планом мероприятий по переходу отрасли гражданской авиации были определены сроки реализации мероприятий по переходу на европейские стандарты.
Вопросы проведения аналитических исследований в области гражданской авиации и других предложенных мероприятий относились к функциональным обязанностям Комитета, как уполномоченного органа в области гражданской авиации, и не могли являться предметом государственных закупок.
Более того, денежные средства в сумме 193,7 млн. тенге ранее из бюджета выделены на основании расходов по приглашению иностранных специалистов, направлением сотрудников КГА для обучения за границу и т.д., т.е. внесенные в План мероприятия не были однородны по своему содержанию с прежними мероприятиями и для их реализации требовались другие расходы.
Тем не менее, Кубаев М.М., являясь должностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для Сыздыкова Б.К. дал указание главному специалисту КГА Далдыбаеву Е.А. о направлении в компетентые органы Республики Казахстан материалов по внесению изменений в Распоряжение, которые представит Айтукенова Б.С.
Не осведомленный о преступных намерениях своего руководителя, Далдыбаев, получив от Айтукеновой Б.С. на электронном носителе указанные выше документы и завизировав у Кубаева М.М., направил их от имени Министерства для согласования в Канцелярию Премьер-Министра РК, Министерство экономики и бюджетного планирования РК (далее – МЭБП РК) и Министерство юстиции РК (далее МЮ РК).
В МЮ РК Проект внесения изменений проверен и согласован на предмет соответствия законодательству о нормативно-правовых актах. Рассмотрение документов в МЭБП поручено главному специалисту Департамента планирования и расходов отраслевых органов Скакову Р., который вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, в отсутствие расчётов, подтверждающих обоснованность прежних затрат на сумму 193,7 млн. тенге при изменении видов работ подписал лист согласования о внесении изменений без замечаний.
В результате, 10 августа 2007 года Распоряжением Правительства РК №219-р в План мероприятий по переходу отрасли гражданской авиации Республики Казахстан на европейские авиационные требования до 2008 года внесены изменения касательно мероприятий 2-го этапа на сумму 193,7 млн. тенге.
В соответствии со ст. 3 БК РК одним из принципов бюджетной системы является принцип эффективности и результативности — разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ с использованием оптимального объема бюджетных средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств.
Согласно ст. 132 БК РК, неэффективное использование — это не достижение результатов и индикаторов бюджетной программы, связанных грантов, гарантированных государством займов, активов государства в части сроков их реализации и несоблюдение принципов эффективности и результативности при исполнении республиканского и местных бюджетов.
В соответствии со ст. 108 БК РК, администратор бюджетных программ осуществляет мониторинг освоения бюджетных средств посредством анализа и оценки помесячного распределения годовых сумм планов финансирования, обоснованности вносимых администраторами бюджетных программ изменений в планы финансирования, выявления причин неисполнения планов финансирования, составления отчета об исполнении бюджетных программ.
В случае выполнения государственными учреждениями запланированных мероприятий бюджетной программы за меньший объем бюджетных средств от утвержденной суммы в индивидуальном плане финансирования вследствие снижения фактических цен на соответствующие товары (работы, услуги) по сравнению с прогнозными ценами остаток неиспользованных плановых сумм может быть направлен на выполнение дополнительных мероприятий, необходимых для лучшего достижения целей и расширения перечня задач и мероприятий бюджетной программы.
В этих целях вносятся изменения в паспорт бюджетной программы, которые рассматриваются на бюджетной комиссии, с соответствующими обоснованиями и расчетами.
При этом на бюджетной комиссии рассматриваются результаты оценки эффективности реализации соответствующей бюджетной программы и мониторинга исполнения бюджета по соответствующему администратору бюджетных программ, представляемые центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию и исполнению бюджета в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 35 БК РК оценка эффективности на стадии реализации бюджетных программ осуществляется администратором бюджетной программы по бюджетному планированию путем определения качества управления реализацией бюджетной программы и ее результативности.
Определение качества управления реализацией бюджетной программы включает в себя анализ:
1) наличия у администратора бюджетной программы результатов оценки эффективности реализации бюджетной программы;
2) своевременности проведения оценки эффективности бюджетной программы;
3) своевременности реализации мероприятий бюджетной программы в соответствии с ее паспортом;
4) своевременности принятия администратором бюджетной программы решения по дальнейшей реализации бюджетной программы или отказа от ее реализации;
5) своевременных действий по повышению эффективности бюджетной программы и достижению целей, задач и ожидаемых результатов, индикаторов;
6) подотчетности лиц, участвующих в реализации бюджетной программы.
Определение результативности реализации бюджетных программ включает в себя анализ:
1) уровня достижения полученных результатов и индикаторов;
2) соответствия полученных результатов соответствующим стратегическим целям и задачам, а также целям и задачам самой бюджетной программы;
3) соответствия полученных результатов интересам и потребностям получателей государственных услуг;
4) наличия документов, подтверждающих вышеперечисленные условия, к результатам бюджетной программы.
Таким образом, КГА в лице МТК РК как администратора бюджетной программы, должен был анализировать весь процесс реализации бюджета на предмет эффективного расходования и внести соответствующие изменения в мероприятия паспорта республиканской бюджетной программы, с осуществлением соответствующих расчетов затрат на проведение обновленных мероприятий. Затем в соответствии с требованиями ст. 114 Бюджетного кодекса Республики Казахстан следовало инициировать вопрос об уточнении республиканского бюджета. Однако, Кубаев М.М., злоупотребив должностными полномочиями, эти действия не произвел, оставив выделенную для реализации 2-го этапа Плана сумму 193,7 млн. тенге, прежней.
20 августа 2007 года приказом МТК РК за № 180, организатором конкурса по государственным закупкам работ по реализации 2-го этапа Плана определен КГА, тем самым Кубаев М.М., как Председатель этого Комитета, получил правомочия по распоряжению бюджетными деньгами.
Кубаев М.М., полностью доверившись Сыздыкову Б.К. и Айтукеновой Б.С., продолжая превышать должностные полномочия, сообщил начальнику Управления по регулированию деятельности авиакомпаний, использования воздушного пространства, экономики и финансов Тажимуратову Г.К., к компетенции которого относилась разработка конкурсной документации, о подготовке этих документов Айтукеновой Б.С.
Понимая, что в целях завуалирования своих преступных действий им необходимо выполнить незначительный объем работ, в соответствии с отведенной ей ролью пособника преступления, для проведения ознакомительного семинара для сотрудников КГА Айтукенова Б.С. установила компанию «UAB Amicon» Литовской Республики, которая занималась обучением работников гражданской авиации европейским авиационным стандартам на территории постсоветского пространства и прибалтийских стран, после чего договорилась о приезде в Казахстан специалистов этой фирмы.
Согласно ст. ст. 3, 17 Закона РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года, законодательство РК о государственных закупках основывается на принципах оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, гласности и прозрачности процесса государственных закупок.
Конкурсная документация, предоставляемая организатором конкурса потенциальным поставщикам для подготовки конкурсных заявок и участия в открытом конкурсе по государственным закупкам работ должна содержать:
-описание и требуемые технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг, включая утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию, технические спецификации, а при необходимости с указанием нормативно-технической документации;
— количество товара, объемы выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Однако, приспосабливая средства совершения преступления Айтукенова Б.С., в нарушение указанных требований умышленно разработала конкурсную документацию без достаточного описания требуемых технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых работ и услуг, создавая условия к хищению денежных средств. В частности, в технической спецификации она умышленно не отразила количество и часы семинаров, которые нужно провести, а также требования, предъявляемые к научно-исследовательским работам, каковыми являются аналитические исследования в области гражданской авиации.
Более того, имея договоренность с компанией «UAB Amicon», с целью создания препятствий другим потенциальным поставщикам и обеспечения победы в будущем конкурсе государственных закупок ТОО «АМТ», Айтукенова Б.С. включила в конкурсную документацию требование о необходимости привлечения европейского эксперта, который должен иметь опыт по внедрению европейских стандартов именно на территории одной из стран СНГ, Латвии, Литвы или Эстонии.
После подготовки указанных документов Айтукенова Б.С. передала их Тажимуратову, не ведавшему о преступных намерениях Сыздыкова Б.К. и Айтукеновой Б.С.
21 августа 2007 г. Кубаев М.М., продолжая злоупотребление должностными полномочиями, подписал приказ № 187 «Об утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии» для проведения открытого конкурса по государственным закупкам работ по выполнению 2-го этапа Плана мероприятий на сумму 193,7 млн. тенге, назначив себя председателем комиссии.
В соответствии со ст. 6 Закона РК «О государственных закупках», потенциальный поставщик и аффилиированное лицо потенциального поставщика не имеют права участвовать в одном конкурсе (лоте).
Понимая, что в случае участия в конкурсе менее двух потенциальных поставщиков, удовлетворяющих квалификационным требованиям, конкурс по государственным закупкам будет признан несостоявшимся и это вопрепятствует им похитить бюджетные деньги, Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. привлекли к участию в конкурсе аффилиированное ТОО «ЦентрСтандартКом», пообещав его директору Битенову А.Б. предоставление в дальнейшем субподрядных работ.
После объявления конкурса, Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. сформировали и направили конкурсную заявку ТОО «АМТ» для участия в конкурсе по государственным закупкам по лотам:
№ 1 – организация семинаров по повышению квалификации сотрудников Комитета и сопутствующих к ним подготовительных работ на сумму 83 млн. 200 тыс.тенге;
№ 2 – выполнение работ по проведению аналитических исследований в сфере гражданской авиации на сумму 51 млн. 500 тыс.тенге;
№ 4 – составление графика перехода отрасли гражданской авиации и отраслевой нормативно-правовой базы на европейские авиационные требования на сумму 48 млн. 500 тыс.тенге, всего на сумму 183,0 млн. тенге.
Действуя согласно договоренности, Битенов А.Б. также направил в КГА конкурсную заявку ТОО «ЦентрСтандартКом» по тем же лотам. В ней он для соответствия заявки квалификационным требованиям включил в качестве в европейского эксперта компанию «UAB Amicon», данные которой ему представила Айтукенова Б.С., а в целях определения победителем ТОО «АМТ» умышленно указал цену конкурсной заявки в сумме 188,9 млн. тенге, превышаюшую цену, заявленную фирмой Сыздыкова Б.К.
Помимо указанных компаний, конкурсные заявки на участие в открытом конкурсе по государственным закупкам работ в рамках реализации 2-го этапа Плана в качестве потенциальных поставщиков подали — АО «Авиационная компания «TulparAviaServise» и ТОО «Авиа Консалтинг», которые 5 октября 2007 года согласно протоколу об итогам открытого конкурса были отклонены со ссылкой на п. 3 ст. 16 Закона РК «О государственных закупках». Соответствующими конкурсной документации определены ТОО «ЦентрСтандартКом» и «ТОО «АМТ», победителем по лотам № № 1, 2 и 4, с конкурсной заявкой на сумму 183,0 млн. тенге признано ТОО «АМТ» ввиду наименьшей цены.
Согласно Закону РК «О государственных закупках», потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если он и (или) его работник оказывал заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовал в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
17 октября 2007 г., в административном здании МТК по адресу: г.Астана, ул.Кабанбай батыра, 47, Кубаев М.М., достоверно зная о том, что готовившие конкурсную документацию Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. являются представителями этого предприятия, продолжая злоупотреблять должностными полномочиями, в целях извлечения выгод для ТОО «АМТ», принадлежащего Сыздыкову Б.К., заключил от имени КГА договор № 34 о государственных закупках работ в рамках реализации 2-го этапа Плана мероприятий (далее — Договор) на сумму 183,0 млн.тенге с ТОО «АМТ» в лице исполнительного директора Дуйсенбинова.
Предметом договора явились: 1) организация семинаров по повышению квалификации сотрудников Комитета и сопутствующих к ним подготовительных работ 2) выполнение работ по проведению аналитических исследований в сфере гражданской авиации 3) составление графика перехода отрасли гражданской авиации и отраслевой нормативно-правовой базы на европейские авиационные требования.
19 октября 2007 г. в соответствии с условиями договора № 34 на основании счета к оплате № 2150003/07-289 КГА через Департамент казначейства г. Астаны перечислило на расчетный счет ТОО «АМТ» 54,9 млн.тенге в качестве 30 % предоплаты по договору.
В последующем на основании актов выполненных работ № 1 от 31 октября 2007 г., № от 23 ноября 2007 г., № от 19 декабря 2007 г. подписанных председателем приемочной комиссии Кубаевым М.М., в период с ноября по декабрь 2007 г. КГА оплатило на расчетный счет ТОО «АМТ» 128 млн.100 тыс.тенге, всего по договору № 34 перечислено денег на сумму 183,0 млн. тенге.
Из указанной суммы, с целью сокрытия следов преступления и придания им законного характера посредством выполнения части работ без соблюдения их полноты и качества, ТОО «АМТ» заключены ниже перечисленные договора:
— договор б/н с ТОО «ЦентрСтандартКом» в лице Битенова на сумму 14 млн. 150 тыс. тенге, по проведению аналитических исследований в сфере гражданской авиации РК. В период с 19 октября по 29 декабря 2007 г. ТОО «АМТ» перечислило на банковский счет ТОО «ЦентрСтандартКом» 14 млн. 150 тыс. тенге за материалы по аналитическим исследованиям, работы по договору выполнены.
— договор субподряда с UAB «Amicon», без даты, №АТ-84 по выполнению экспертных работ в сфере гражданской авиации, проведению семинаров, повышению квалификации в сфере европейских авиационных требований и стандартов на сумму 3,0 млн.тенге. В соответствии с заключенным договором UAB «Amicon» в период 13-15 декабря 2007 года проведен ознакомительный семинар для сотрудников КГА. За оказанные услуги в период с 13 декабря 2007 г. по 17 апреля 2008 года ТОО «АМТ» перечислило международным переводом 16 тыс. 020 Евро эквивалентных 3,0 млн.тенге на банковский счет Компании «UAB Amikon».
— договор субподряда с ТОО «Saty-Invest» от 5 октября 2007 года на сумму 3, 050 млн. тенге по разработке и сдаче документов «Оценка экономической эффективности перехода отрасли гражданской авиации РК на европейские авиационные стандарты». 25 декабря 2007 г. ТОО «АМТ» перечислило 3, 050 млн. тенге на расчетный счет ТОО «Saty-Invest», работы по договору выполнены.
— договор субподряда с ИП «Айтукенова» от 25 октября 2007 г. на сумму 1,5 млн.тенге по разработке графика перехода отрасли гражданской авиации и отраслевой нормативно-правовой базы РК на европейские авиационные требования и стандарты. 22 ноября 2007 г. ТОО «АМТ» оплатило ИП «Айтукенова» 1,5 млн. тенге за работы, которые последней в целях прикрытия следов преступления некачественно выполнены.
— договор субподряда с индивидуальным предпринимателем (далее – ИП) «Кипшакбаевой» от 20 декабря 2007 г. на сумму 1,5 млн. тенге по передаче письма МТК РК в Европейское Агентство по авиационной безопасности (далее — ЕASA) и согласованию в EASA графика перехода отрасли гражданской авиации и отраслевой нормативно-правовой базы РК на европейские авиационные требования и стандарты. 28 декабря 2007 г. ТОО «АМТ» оплатило ИП «Кипшакбаева» за выполненные работы 1,5 млн.тенге. При этом, фактически график не был согласован, в связи с чем, Айтукеновой и Сыздыковым в целях хищения чужого имущества умышленно осуществлен неправильный перевод письма в части ознакомления EASA с графиком.
— договор субподряда с ТОО «Делойт ТСФ» от 22 января 2008 г. на сумму 1,8 млн.тенге по разработке «Программы повышения квалификации сотрудников Комитета и работников субъектов гражданской авиации и разработка перечня квалификационных требований к работникам отрасли гражданской авиации и сотрудникам Комитета для формирования перечня лиц, направляемых на повышение квалификации по Программе». 30 января 2008 г. ТОО «АМТ» в адрес последнего перечислило 1,8 млн.тенге, работы выполнены.
Кроме того, при выполнении работ по договору № 34 ТОО «АМТ» были осуществлены затраты, связанные с организацией и подготовкой семинара на сумму 2 020 854 тенге, из которых 1 710 854 тенге выплачены ТОО «Инком Астана» за проживание и проведение семинара в отеле «Редиссон», 160 тыс. тенге — ИП «Петренко» за услуги по видеосъемке, 150 тыс. тенге – ТОО «Инодестро» за автотранспортные услуги.
Всего на выполнение работ по договору № 34 ТОО «АМТ» израсходовано 27 020 854 тенге.
Согласно п. 8 Договора подрядчик может заключать Договора с субподрядными организациями не более 2/3 от общего объема работ (цены подряда), но не может передавать Договор третьему лицу без письменного разрешения. В нарушение этого с целью обналичивания денежных средств и обращения их в свою пользу Сыздыков Б.К. и Айтукенова Б.С. от имени ТОО «АМТ» заключили фиктивные договора с юридическими лицами, которые фактически работы и услуги по ним не выполняли:
— договор субподряда с ТОО «АзияКапитал» от 18 октября 2007 г. на сумму 3,0 млн. тенге по консультационным услугам, связанным с разработкой Перечня квалификационных требований к работникам отрасли гражданской авиации и сотрудников Комитета для формирования перечня лиц, направляемых на повышение квалификации. 26 декабря 2007 г. ТОО «АМТ» перечислило на расчетный счет ТОО «АзияКапитал» 3,0 млн. тенге, после обналичивания которых, 2,5 млн.тенге его директором Курманбаевым Е.Х. через неустановленное следствием лицо переданы Сыздыкову.
— договоры субподряда с ТОО «Sanata-State» от 15 октября 2007 г. на общую сумму 80,0 млн. тенге по проведению анализа нормативно-правовой базы в сфере гражданской авиации РК и по разработке Программы повышения квалификации сотрудников Комитета и работников субъектов гражданской авиации.
Фактически, работы ТОО «Sanata State» не выполнялись, решением СМЭС Алматинской области от 21.06.2010 г. его регистрация признана недействительной. В период с 13 ноября 2007 г. по 8 февраля 2008 г. ТОО «АМТ» перечислило на счёт лжепредприятия ТОО «Sanata-State», в том числе и по указанным договорам 126,275 млн. тенге, которые после обналичивания неустановленными лицами были переданы Сыздыкову Б.К.
Кроме того, 31 декабря 2007 года из полученных по договору №34 денег Сыздыковым 1,2 млн. тенге были оформлены как расходы, полученные Кипшакбаевой Б. на расходы, связанные с передачей письма МТК в ЕАSA. Фактически данную сумму последняя не получала.
21 декабря 2007 года ТОО «АМТ» перечислено в ТОО «Байкал ТК» 4,552 млн. тенге на оказание информационно-аналитических услуг. Работы по данному договору не выполнялись, указанная сумма обналичена и передана неустановленными лицами Сыздыкову.
Кроме того, похищенные денежные средства в сумме 22 152 146 тенге остались на расчетном счете ТОО «АМТ» и были использованы в дальнейшем на другие цели.
Всего Сыздыковым Б.К. и Айтукеновой Б.С. неоднократно группой лиц по предварительному сговору похищено путем обмана бюджетных средств, выделенных на реализацию 2-го этапа Плана, на общую сумму 155 979 146 тенге, которые они разделили между собой и использовали на личные нужды, причинив государству в лице МТК РК материальный ущерб в крупном размере на указанную сумму. В результате допущенного должностным лицом МТК РК Кубаевым М.М. злоупотребления должностными полномочиями были существенно нарушены права и законные интересы МТК РК и охраняемые законом интересы государства, что выразилось в причинении государству в лице МТК РК материального ущерба на общую сумму 155 979 146 тенге.