Приговор в отношении Сыздыкова Б.К., Айтукеновой Б.С., Кутербекова Д.К., Кубаева М.М., ?мірбаева Н.Б.

город Астана                                                                                                  14 июня 2012 года

Районный суд № 2 Есильского района города Астаны под председательством судьи Тасырова Е.Д., при секретаре Хабибулиной Г.Н., с участием старшего прокурора управления прокуратуры г.Астаны Ахметжанова А., защитников–адвокатов Укасовой Ж.К., Жапиной М.Р., Капаровой А.К., Загупаровой А.Г., Кашигулиной А.А., Ибраевой А.А., Сыздыковой К.Б., Кутербековой А.Г., подсудимых Сыздыкова Б.К., Айтукеновой Б.С., Кутербекова Д.К., Кубаева М.М., ?мірбаева Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Сыздыкова Бауыржана Куралбаевича, 28.02.63 года рождения, уроженца п. Фогелевка Ленинского района Южно-Казахстанской области, казаха, гражданина РК, имеющего высшее образование, женатого, ранее не судимого, работавшего в ТОО «АСПМК-519», содержащегося под арестом в ГУ «ЕЦ — 166/1» с 16.09.2010 года,
в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 28 ч. 3, 4, 5 — 176 ч. 3 п. п. «б», «г», 177 ч. 3 п. «б» УК РК,

Кутербекова Дулата Казистаевича, 13.11.66 года рождения, уроженца Кокшетауской области, казаха, женатого, имеющего высшее образование, гражданина РК, ранее не судимого, работавшего вице-министром МТК РК, содержащегося под арестом в ГУ «ЕЦ- 166/1» с 04.02.2011 года,
в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 176 ч. 3 п. п. «б», «г», 307 ч. 3 УК РК,

Айтукеновой Бибигуль Сериковны, 26.11.77 года рождения, уроженки г. Рудный Костанайской области, казашки, гражданки РК, имеющей высшее образование, разведенной, ранее не судимой, работавшей директором ТОО «Legal EXPERT KAZAKHSTAN», содержащейся под арестом в ГУ «ЕЦ-166/1» с 10.11.2010 года,
в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 28 ч. 5 — 176 ч. 3 п. п. «б», «г», 177 ч. 3 п. «б» УК РК,

Кубаева Мухита Мухатовича, 04.04.58 г.р., уроженца п. Иргиз Актюбинской области, казаха, женатого, имеющего высшее образование, работавшего председателем КГА МТК РК, содержащегося под арестом в ГУ «ЕЦ-166/1» с 16.09.2010 года,
в совершении преступления, предусмотренного ст. 307 ч. 2 УК РК,

?мірбаева Нурланбека Балы?бай?лы, 01.01.64 года рождения, уроженца Актюбинской области, казаха, женатого, имеющего высшее образование, ранее не судимого, работавшего заместителем Председателя Комитета автомобильных дорог МТК РК, находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении,
в совершении преступления, предусмотренного ст. 307 ч. 2 УК РК.

У С Т А Н О В И Л:

В начале 2007 года у Сыздыкова Б.К. возник преступный умысел, направленный на хищение путем обмана бюджетных средств, выделяемых на государственные закупки работ и услуг, с использованием зарегистрированного им в 2004 году ТОО «АзияМегаТранзит» (далее ТОО «АМТ»).

В связи с наличием у него опыта работы в аналитическом управлении РГП «?азахстан Темір Жолы», объектом хищения им были выбраны деньги, выделяемые государством на консалтинговые услуги в области транспорта и коммуникаций, так как проверка качества и полноты их выполнения вызывает определенные трудности ввиду их нематериального характера.

Для облегчения совершения преступлений и сокрытия их следов, Сыздыковым Б.К. предполагалось акцентировать внимание на проекты, связанные с внедрением в Казахстан передового опыта ведущих западных стран, которые недостаточно известны в уполномоченных органах по бюджетному планированию и органах государственного финансового контроля, и требуют наличия определенных знаний в отраслях транспорта ввиду их специфики.

Кроме того, при выборе способов совершения преступлений Сыздыковым Б.К. учитывались нормы бюджетного законодательства РК, в соответствии с которыми администратор бюджетных программ самостоятельно использует бюджетные средства в случае, если он является одновременно администратором бюджетной программы и государственным учреждением, и несет ответственность за эффективную, результативную и целевую реализацию программы.

Согласно преступному плану, который в дальнейшем корректировался с учетом условий совершения каждого преступления, Сыздыков Б.К., как организатор и подстрекатель, должен был подобрать и склонить соучастников преступления, обещая им получение материальной выгоды, распределить между ними роли и в дальнейшем руководить их действиями до достижения преступной цели, а также использовать в своих целях людей, не ведающих о его истинных намерениях, выдавая свои преступные действия за законные и необходимые в определенных ситуациях действия.

В этой связи, ввиду выбранного способа и специфики планируемых к совершению преступлений он предполагал использовать ответственных должностных лиц Министерства транспорта и коммуникаций РК (далее МТК РК, Министерство), не разглашая им своих истинных преступных планов, ведя их к оказанию ему помощи посредством введения их заблуждения относительно законности совершаемых ими действий и возможных последствий такой их неосмотрительности, а также вступить в предварительный преступный сговор с тем из них, кого не посвящать в свои преступные планы не было возможно, для того, чтобы используемые им люди сознательно либо неосознанно помогали бы ему в совершении задуманных им преступлений посредством инициирования необходимости проведения работ и оказания услуг, финансируемых из бюджета, а также обеспечения допуска лично его и других гражданских лиц, привлеченных им к совершению преступления, к составлению бюджетной заявки в уполномоченный орган по бюджетному планированию.

В указанных документах Сыздыков Б.К. собирался создать условия для хищения путем обмана бюджетных средств и приспособить средства совершения преступления, а именно обосновать необходимость финансирования работ и услуг, затраты по которым занизить в ходе осуществления процедуры государственных закупок.

После выделения государством денег администратору бюджетной программы, т.е. получения МТК РК правомочий по распоряжению этим имуществом на установленные цели и задачи, ответственные должностные лица Министерства, не посвященные в его истинные преступные намерения, но имеющие полномочия по распоряжению выделенными денежными средствами, должны были допустить его и других соучастников к составлению технической спецификации к конкурсной документации, направляемой потенциальным поставщикам.

В этом документе предполагалось существенно занизить указанные в бюджетной заявке расходы путем умышленного уменьшения самих трудозатрат и не отражения всех необходимых качественных и количественных характеристик закупаемых работ и услуг. Также, для обеспечения победы принадлежащего Сыздыкову Б.К. ТОО «АМТ» на конкурсе государственных закупок, в качестве специальных квалификационных требований к потенциальным поставщикам следовало указать требования, которые позволят признать соответствующим требованиям конкурсной документации лишь данное предприятие и аффилиированную с ним фирму, привлеченную для создания конкурсной среды.

После признания ТОО «АМТ» победителем конкурса государственных закупок ввиду наименьшей цены конкурсной заявки, для сокрытия следов преступления последнее должно выполнить работы и услуги с наименьшими трудовыми затратами и без обеспечения их полноты и необходимого качества, путем привлечения субподрядных организаций.

Затем, из полученных на основании актов выполненных работ денег, часть перечисляется исполнителям за фактически произведенные работы и услуги. Большая же часть бюджетных средств, полученная в результате разработки технической спецификации с занижением трудовых ресурсов, качественных и количественных характеристик работ и услуг, должна перечисляться на расчетные счета лжепредприятий, обналичиваться и распределяться между Сыздыковым Б.К. и привлеченными им к участию в совершении преступления другими участниками преступления, т.е. похищаться.

Предварительно разработав способы планируемых к совершению преступлений, в апреле 2007 года Сыздыков Б.К. для реализации своей корыстной цели, представившись опытным специалистом в вопросах перспективного развития отраслей транспорта, устроился работать на должность советника Министра транспорта и коммуникаций РК, однако, официальный приказ по этому поводу не был оформлен. Несмотря на это, он был представлен коллективу МТК РК, ему выделен служебный кабинет и давались различные поручения руководством Министерства.

Неофициально занимая должность советника министра и представляясь таковым, он получил беспрепятственный доступ к служебным документам, в том числе к планируемым в МТК РК проектам по развитию отраслей транспорта и коммуникаций, финансируемым из бюджета, а также обладал информацией о выделенных деньгах согласно Плану финансирования на 2007 год.

Запись опубликована в рубрике Коррупция, Новости, Судебные акты с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *