Сотрудники Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК большинство экспертиз проводят по назначению органов внутренних дел. И это не удивительно, потому что эффективность борьбы с преступностью неразрывно связана с неопровержимыми доказательствами, которые полицейским предоставляют эксперты. О непростой работе судебных экспертов, а также об основных направлениях и перспективах развития судебно-экспертной деятельности рассказывает директор Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК, доктор юридических наук, заслуженный работник МВД РК Исидор Борчашвили.- Исидор Шамилович, какую помощь следствию и правосудию оказывают сегодня судебные эксперты?
— Необходимо отметить, что в условиях социально-экономических процессов, происходящих в стране, роль института судебной экспертизы, как важнейшей процессуальной формы применения специальных знаний, значительно возросла. Институт судебной экспертизы выступает в качестве неотъемлемого элемента правоохранительной и судебной системы нашего государства. Главной функциональной задачей деятельности Центра судебной экспертизы, как структуры, подотчетной Министерству юстиции РК, является максимальное удовлетворение потребностей правоохранительных органов и судов в экспертных исследованиях. Как свидетельствует практика, привлечение судебных экспертов способствует всестороннему исследованию обстоятельств дела и вынесению справедливых решений в отношении виновных лиц. Очень часто последним аргументом в пользу того или иного судебного решения становится экспертиза. К примеру, благодаря работе сотрудников правоохранительных органов при содействии Института судебной экспертизы по Карагандинской области была раскрыта серия шокирующих преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так, по материалам следствия, в марте 2011 года в Карагандинской области была изнасилована 13-летняя девочка. Потерпевшая рассказала, что над ней совершили насилие трое мужчин, что подтвердили и дали заключение наши эксперты. Спустя несколько месяцев в поселке случилось еще более жуткое преступление — была подвержена половому насилию и убита 8-летняя девочка. Полицейские задержали подозреваемого, который дал признательные показания. Однако выводы комплексной геномолекулярной экспертизы оказались неожиданными. Выяснилось, что задержанный не имеет к преступлению никакого отношения. Позже был задержан настоящий преступник, причастность которого к совершению тяжкого преступления была выявлена с помощью дополнительной молекулярно-генетической экспертизы. Вот так, как говорится «рука об руку», работают полицейские и наши эксперты. Кроме того, судебными экспертами была установлена причастность группы педофилов к обоим преступлениям. Приведу еще один пример. В августе 2012 года в столице Казахстана на пересечении улиц произошло столкновение автокрана грузоподъемностью 25 тонн и маршрутного автобуса. В результате аварии четыре человека скончались на месте происшествия, семеро — пострадали. По данному ДТП было возбуждено уголовное дело по ст. 296 ч. 3 УК РК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Выяснение всех обстоятельств данного ДТП находилось под особым контролем МВД РК. В ноябре 2012 года уголовное дело в отношении обоих водителей было направлено в суд. Для полного, всестороннего исследования обстоятельств дела в апреле 2013 года суд вынес постановление о назначении комиссионной судебной экспертизы ДТП и ТС и поручил ее проведение ИСЭ по Карагандинской области. В результате, эксперты дали полное, всестороннее и объективное заключение, руководствуясь которым суд признал обоих водителей виновными по ч. 3 ст. 296 УК РК и назначил наказание, предусмотренное законом. И таких примеров достаточно много…
— Каковы результаты работы центра по итогам прошедшего года?
— В первую очередь следует отметить, что деятельность Центра судебной экспертизы направлена на реализацию задач, вытекающих из посланий Президента и поручений Правительства.
Основной акцент нами был сделан на повышение качества проводимых экспертиз и снижение повторных экспертиз с противоположными выводами. В этом направлении мы достигли определенных успехов.
Так, по Стратегическому плану Министерства юстиции на 2011-2015 годы повторные экспертизы с противоположными выводами не должны были превышать 9,5 процента, фактически за 2013 год данный показатель составил 9,1 процента. Всего за 12 месяцев прошлого года для производства судебных экспертиз из правоохранительных органов и судов поступило 64 957 материалов, по которым выполнено 60 522 экспертизы. Согласно статистическим данным, большинство экспертиз было назначено органами внутренних дел — свыше 63 процентов, при этом финансовой полицией — более 20 процентов и судами республики — около 7 процентов. Органы прокуратуры — 2,9%, Комитет национальной безопасности — 2%, МЧС — 1,8%, Комитет таможенного контроля — 1,4%, Военная полиция — 0,8%, органы юстиции, адвокатура,- 0,5%, Комитет уголовно-исполнительной системы-0,2%. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года, по итогам прошлого года увеличилось назначение по некоторым видам экспертиз. В частности, на 350 процентов увеличилось назначение судебно-автороведческой экспертизы (экспертиза авторских прав, назначаемую судебными органами), исследование хозяйственных операций — на 36,5 и габитологических исследований — на 20 процентов. Более чем на 17 процентов возросли показатели назначения экспертиз по транспортно-трасологическим исследованиям и исследованиям лакокрасочных материалов. При этом наблюдается уменьшение количества проведенных экспертиз по исследованию почерка и подписей, баллистическому, бухгалтерскому, видеофонографическому и другим видам исследований. В целом можно констатировать, что территориальными подразделениями центра в текущем году проведена объемная работа по обеспечению правоохранительных органов и судов экспертными заключениями, и основные показатели производственной деятельности по сравнению с прошлым годом улучшились. Наряду с этим Центром судебной экспертизы проводится планомерная работа по разработке новых методик экспертных исследований и усовершенствованию существующих. В целях укрепления взаимодействия с правоохранительными органами и судами по проблемам назначения и производства экспертиз проведено шесть совместных семинаров.
— С какими проблемами приходится сталкиваться судебно-экспертной системе Казахстана в настоящее время?
— Одним из приоритетных направлений Концепции вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира, представленных в нынешнем Послании Президента, является верховенство справедливости, закона и высокой правовой культуры. В этом контексте к органам судебной экспертизы предъявляются повышенные требования, связанные с улучшением качества проводимых экспертиз, соответствия их международным стандартам, расширением видов экспертных исследований, повышением профессионального уровня экспертных кадров, а также совершенствованием материально-технической базы. Вместе с тем в деятельности центра имеется ряд нерешенных проблем. В первую очередь необходимо отметить, что штатная численность центра остается неизменной с момента его создания. В то же время за последние 16 лет количество выполненных судебных экспертиз возросло почти в пять раз. К примеру, в 1997 году выполнено 13 503 экспертизы, а в 2013 г. этот показатель достиг 60 522 экспертизы в год.
Сегодня из-за нехватки кадров территориальные подразделения центра имеются только в г.г. Астана, Алматы, 14 областных центрах, десяти городах областного значения и лишь в 18 районах республики.
Даже такие несложные исследования, как дактилоскопическая, баллистическая и криминалистическая экспертиза холодного оружия проводятся в областных центрах. Подразделения полиции, дислоцированные в отдаленных районах Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Костанайской областей, вынуждены обращаться в экспертные учреждения, расположенные за 300-600 км, что приводит к значительным затратам бюджетных средств и времени, нарушениям сроков расследования дел. На совещании с участием Главы государства «О дальнейшей модернизации правоохранительной системы» от 30 января 2013 года Министерству юстиции поручено принять меры по кардинальному укреплению штатной численности и материально-технической базы Центра судебной экспертизы. Наряду с этим в Государственной программе дальнейшей модернизации правоохранительной системы на 2014-2020 гг., утвержденной Указом Президента РК от 31 декабря 2013 г., закреплены идеи укрепления кадров и материально-технической базы судебно-экспертных учреждений. В целях реализации указанной Государственной программы разработан план, в котором предусмотрено увеличение кадрового потенциала экспертных подразделений центра на 303 единицы. Другой проблемой в деятельности центра является слабая материально-техническая база территориальных подразделений. Так, в г.г. Павлодаре и Семее институты размещены на первых этажах жилых домов, а в Западно-Казахстанской области — на последнем этаже Департамента юстиции, что представляет реальную опасность для жильцов и работников самого департамента. Здания института в Карагандинской, Восточно-Казахстанской областях имеют 100-процентную изношенность и непригодны для дальнейшей эксплуатации. Здание в Костанайской области размещено в бывшем дошкольном детском учреждении и в рамках реализации Программы «Балапан» на 2012-2014 годы подлежит высвобождению и передаче в коммунальную собственность для целевого использования. Более того, ни в одном из территориальных подразделений центра нет специально оборудованных помещений для проведения экспериментальных исследований огнестрельного и газового оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, деталей промышленного оборудования и транспортных средств, остатков от пожаров и взрывов, а также нефтепродуктов и трупных материалов.
Из-за несоответствия зданий и площадей возникают препятствия в международной аккредитации судебно-экспертной деятельности, что не позволяет принимать заключения казахстанских экспертов в качестве доказательств судами других государств. Следующей не менее острой проблемой является вопрос профессиональной подготовки экспертов. Сегодня мы вынуждены проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации экспертов собственными силами. Но этого явно недостаточно. Для квалифицированной подготовки экспертов необходимо их обучение в судебно-экспертных учреждениях стран ближнего и дальнего зарубежья, на базе высших учебных заведений страны с приглашением зарубежных специалистов. Судите сами, на проведение повышения квалификации экспертов центру в 2014 году из бюджета выделено всего 2 млн. 969 тыс. тенге. При этом только двухнедельный курс повышения квалификации 15 экспертов на базе Казахского гуманитарно-юридического университета, включая обучение, командировочные расходы и проживание, обошелся центру в сумму свыше 6 млн. тенге.
Проблема обучения обостряется еще и тем, что в республике нет специального учебного заведения либо факультета для профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов. При этом курсы повышения квалификации экспертов должны проводиться на постоянной основе.
И что особенно хочется отметить, в «Классификаторе специальностей высшего и послевузовского образования» отсутствует специальность «Судебная экспертиза», т.е. подготовка специалистов — бакалавров, магистров и докторов PhD в области судебной экспертизы — невозможна. Решение вышеуказанных проблем видится в создании специальной бюджетной программы, направленной на финансирование образования, разработку методик и проведение научных исследований.
Глава государства в Послании от 17 января 2014 г. поручил принять меры по созданию наукоемкой экономики, в том числе по совершенствованию законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. В этой связи перед центром возникают новые задачи, связанные с исследованием таких объектов интеллектуальной собственности, как селекционные достижения, коммерческая тайна, секреты производства, полезные модели, промышленные образцы и т.д. Кроме того, необходимо развивать экспертные исследования в сфере высоких технологий, энергетики, экологии и генномодифицированных технологий.
— Исидор Шамилович, как осуществляется международное сотрудничество центра?
— Одной из важнейших составляющих деятельности центра является международное сотрудничество. Для организации эффективной работы в данном направлении в широком формате налажен диалог со многими зарубежными странами. Центр судебной экспертизы тесно сотрудничает с судебно-экспертными учреждениями государств-членов ЕврАзЭС и обменивается опытом в рамках проекта Европейского Союза «Поддержка судебной и правовой реформы в РК». Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан выступает одной из сторон Соглашения «О сотрудничестве в области судебно-экспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества» от 30 июня 2006 года.
В данной работе участвуют также представители ведущих судебно-экспертных учреждений министерств юстиции России, Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси. Кроме того, на постоянной основе центр сотрудничает с Проектом, финансируемым Европейским Союзом, «Борьба с незаконным ввозом и вывозом товаров из Афганистана и в Афганистан». В рамках проекта ITEC (lndiаn Technical and Economic Cooperation), финансируемого Правительством Индии, два эксперта центра повысили квалификацию в области судебной экспертизы средств компьютерных технологий и судебной трасологической экспертизы. Вместе с тем Министерством юстиции прорабатывается вопрос о возможности взаимодействия судебно-экспертных учреждений в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Основными организационными направлениями партнерства судебно-экспертных учреждений под эгидой ШОС могут стать такие виды, как аккредитация судебно-экспертных лабораторий по международным стандартам качества, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации работников судебно-экспертных учреждений, проведение методической и научно-исследовательской работы и т.д.
— Спасибо за интересную беседу.
Беседовала Яна НОВОСЕЛЬСКАЯ