Государственная пошлина в гражданском судопроизводстве

Государство при формировании своего бюджета использует в своей налоговой системе сборы и пошлины. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете Казахстана занимает незначительное место, тем не менее им придается важное самостоятельное финансовое значение. Так, при обращении физических и юридических лиц в уполномоченные государственные органы или к должностным лицам для совершения юридически значимых действий, а также выдачи документов оплачивается обязательный платеж — государственная пошлина. Данное требование распространяется и на обращения физических и юридических лиц в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Нормами гражданско-процессуального законодательства Республики Казахстан (далее — РК), а именно гл. 8 ГПК РК, закреплено и определено понятие государственной пошлины как одной из составляющих судебных расходов. Поскольку оплата государственной пошлины является исполнением налогового обязательства, вопросы ее оплаты также регулируются Кодексом РК от 10.12.2008 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» и при отправлении правосудия по гражданским делам суды должны разрешать вопросы, связанные с государственной пошлиной, в строгом соответствии с § 1 гл. 79 Налогового кодекса. Так, согласно подп. 1), 2) п. 1 ст. 534 Налогового кодекса государственная пошлина взимается с подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, а также заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов. Ставки государственной пошлины в судах установлены ст. 535Налогового кодекса и определяются, исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете, действующем на дату уплаты государственной пошлины, либо исчисляются от цены иска в соответствии со ст. 102 ГПК РК. При этом государственная пошлина взимается за каждое исковое требование или действие в отдельности.

Как показывает практика, граждане и юридические лица нередко сталкиваются с разными трудностями при определении порядка уплаты, цены иска и размера государственной пошлины. Бывает, что государственная пошлина оплачивается не в полном размере, зачисляется не по месту совершения действия и с прочими нарушениями, что вынуждает суды оставлять без движения либо возвращать исковые заявления, жалобы и ходатайства. Многие назревшие вопросы, так или иначе неоднократно освещены и разъяснены как действующими нормативно-правовыми актами, так и выступлениями юристов в печати. При разрешении гражданских дел судьи руководствуются также нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 г. № 9 «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» с изменениями и дополнениями к нему на 15 июля 2014 г. (далее — НП ВС РК № 9).

К плательщикам государственной пошлины в гражданском судопроизводстве в соответствии со ст. 533 Налогового кодекса относятся физические и юридические лица — стороны гражданского процесса: истцы, заявители, ответчики по встречным искам, третьи лица, заявляющие самостоятельные исковые требования на предмет спора, а также стороны и иные лица, участвующие при обжаловании судебного акта либо в случае обращения в суд за повторной выдачей копий судебных актов и иных документов из дела. Допускается уплата государственной пошлины иным, не указанным выше лицом, но обязательном указанием в платежном поручении (квитанции) сведений о том, за совершение какого действия и за кого произведен плательщиком данный платеж.

При предъявлении иска к одному или нескольким ответчикам одним или несколькими истцами государственная пошлина исчисляется по требованию неимущественного характера за каждый иск отдельно, а имущественного характера — исходя из общей суммы иска и уплачивается истцами не солидарно, а пропорционально доле заявленного требования.

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, и в соответствии с п. 3 ст. 547 Налогового кодекса подлежит зачислению по месту совершения юридически значимых действий. Доказательством уплаты будет являться оригинал документа, свидетельствующего об уплате госпошлины в бюджет по месту предъявления иска, а в случаях обжалования судебных актов — по месту рассмотрения жалобы или ходатайства. Последнее имеет большое значение в свете недавних изменений, внесенных в действующее гражданское процессуальное законодательство 17 ноября 2014 г.

Изменениям подверглись нормы ГПК РК, регламентирующие порядок принятия к рассмотрению апелляционных и кассационных жалоб, ходатайств о пересмотре судебных актов в порядке надзора, согласно которым при подаче апелляционной и кассационной жалоб, ходатайств о пересмотре судебных актов в порядке надзора необходимо прилагать документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Данное требование законодателя повлекло за собой и внесение изменений в ст. 535 Налогового кодекса, регламентирующую размеры подлежащей уплате государственной пошлины. Так, в соответствии с подп. 14) п. 1 ст. 535 Налогового кодекса с подаваемых апелляционных, кассационных жалоб и ходатайств о пересмотре судебного акта в порядке надзора подлежит уплате государственная пошлина в размере 50% от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — в размере 50% от государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы. На практике, в силу неверного понимания нововведения, многие при обращении с жалобами и ходатайствами в вышестоящие инстанции либо вовсе не уплачивают государственную пошлину, либо уплачивают ее в местный бюджет по месту своего проживания, а не по месту нахождения судебных апелляционных, кассационных и надзорных коллегий вышестоящих судебных инстанций, что влечет вынужденный возврат жалоб и ходатайств заявителям.

В ст. 541 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень лиц, подлежащих освобождению от уплаты государственной пошлины в судах, который не подлежит расширительному толкованию. И в связи с этим лица, освобожденные от уплаты госпошлины, обязаны при подаче иска, заявления в суд, приложить документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Многих также интересует вопрос о возврате государственной пошлины, порядок которого также определен ст. 548 Налогового кодекса. Уплаченная сумма государственной пошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях:

• внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется;

• передачи дела в арбитраж или третейский суд;

• заключения соглашения об урегулировании спора в порядке медиации;

• окончания дела мировым соглашением сторон;

• возвращения заявления (жалобы) или отказа в его (ее) принятии;

• прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в суде, а также если истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного разрешения спора либо иск предъявлен недееспособным лицом;

• отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие.

Государственная пошлина не возвращается в случаях отказа истца от иска и уменьшения истцом своих требований. Возврат государственной пошлины производится в соответствии с Налоговым кодексом путем подачи налогового заявления с приложением документа суда, являющегося основанием для возврата государственной пошлины, а также документа, подтверждающего уплату государственной пошлины по месту ее уплаты до истечения трехлетнего срока со дня зачисления суммы государственной пошлины в бюджет. Возврат государственной пошлины при наличии решения суда о возмещении государственной пошлины с государственного учреждения, являющегося стороной по делу, производится на основании налогового заявления с приложением платежного документа об уплате государственной пошлины в бюджет и вступившего в законную силу решения суда.

Суд при вынесении решения по делу обязательно должен разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе государственной пошлины, между сторонами. Данное требование закреплено ст. 110 ГПК, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, хотя бы эта сторона и была освобождена от их уплаты. Изменение вышестоящей инстанцией состоявшегося решения либо вынесение нового решения, без передачи его на новое рассмотрение, влечет, соответственно, перераспределение судебных расходов.

Государственная пошлина, в отличие от налогов, имеет целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода, поскольку пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. Следует особо подчеркнуть, что государственная пошлина, как и любой сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Именно этот принцип явно прослеживается при уплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, поскольку уплата пошлины сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

Актуальность правильного исчисления, своевременной, полной и надлежащей уплаты государственной пошлины обусловлена значением налогов в жизнедеятельности нашего государства, так как в условиях рыночных отношений, и особенно в кризисный период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов.

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *