Отнесение на вычеты сумм компенсаций при служебных командировках-Письмо Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 19 августа 2015 года № КГД-07-1-ЮЛ-Е-1501-КГД-17682

Ассоциация налогоплательщиков Казахстана

Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев письмо от 28.07.2015 года № 1382-07/15, сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 100 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 2 статьи 100 Налогового кодекса в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, размер относимых на вычеты расходов не должен превышать установленные нормы.

При этом в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса к компенсациям при служебных командировках, подлежащим вычету, относятся:
1) фактически произведенные расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь (в том числе электронного билета при наличии документа, подтверждающего факт оплаты его стоимости);
2) фактически произведенные расходы на наем жилого помещения, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на наем жилого помещения и за бронь;
3) суточные, выплачиваемые работнику за время нахождения в командировке, в размере, установленном по решению налогоплательщика.

Время нахождения в командировке определяется на основании:
приказа или письменного распоряжения работодателя о направлении работника в командировку;
количества дней командировки исходя из дат выбытия к месту командировки и прибытия обратно, указанных в документах, подтверждающих проезд. При отсутствии таких документов количество дней командировки определяется исходя из других документов, подтверждающих дату выбытия к месту командировки и (или) дату прибытия обратно, предусмотренных налоговой учетной политикой налогоплательщика;

4) расходы, произведенные налогоплательщиком при оформлении въездной визы (стоимость визы, консульских услуг, обязательного медицинского страхования), на основании документов, подтверждающих расходы на оформление въездной визы (стоимость визы, консульских услуг, обязательного медицинского страхования).
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 10 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее — Трудовой кодекс) трудовые отношения, а также иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, регулируются трудовым договором, актом работодателя, соглашением и коллективным договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Трудового кодекса работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором.

Согласно подпункту 45) пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса акты работодателя — приказы, распоряжения, инструкции, положения, правила трудового распорядка, издаваемые работодателем.

В соответствии с подпунктом 81) пункта 1 статьи 1 Трудового кодекса командировка — направление работника по распоряжению работодателя для выполнения трудовых обязанностей на определенный срок вне места постоянной работы., а также направление работника в другую местность на обучение, повышение квалификации или переподготовку.

В соответствии с пунктом 3 статьи 152 Трудового кодекса условия и сроки направления в командировки работников определяются трудовым, коллективным договорами или актом работодателя.

Согласно пункту 1 статьи 37 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — Гражданский кодекс) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности только через свои органы, действующие в соответствии с законодательными актами и учредительными документами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Гражданского кодекса виды, порядок назначения или избрания органов юридического лица и их полномочия определяются законодательными актами и учредительными документами.

На основании вышеизложенного, по первому вопросу

При наличии авиа или железнодорожных билетов и приказа или письменного распоряжения работодателя, являющихся документами, подтверждающими проезд и определяющими количество дней командировки, наличие командировочного удостоверения в целях исчисления корпоративного подоходного налога не требуется.

По второму вопросу

При отсутствии документов, подтверждающих проезд, дата прибытия к месту командировки и (или) дата прибытия обратно, соответственно, количество дней нахождения в командировке работника определяются исходя из других документов, подтверждающих дату выбытия к месту командировки и (или) дату прибытия обратно, предусмотренных налоговой учетной политикой налогоплательщика.

По третьему, четвертому вопросам

Считаем, что в целях исчисления корпоративного подоходного налога подтверждение целесообразности понесенных налогоплательщиком командировочных расходов, связанных со служебной командировкой, осуществляется на основании приказа или письменного распоряжения работодателя, действующего через свои органы в соответствии с законодательными актами и учредительными документами, которые содержат информацию о том, для выполнения каких трудовых обязанностей направляется такой работник. При этом применение иных документов, подтверждающих время нахождения работника в командировке, не установленных статьей 101 Налогового кодекса, в целях исчисления корпоративного подоходного налога Налоговым кодексом не предусмотрено.

Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно подпункту 6) пункта 1 статьи 20 Налогового кодекса налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет.

Такие разъяснения и комментарии не относятся к нормативным правовым актам, не являются обязательными для исполнения.
Директор Департамента методологии налогообложения
Комитета государственных доходов Министерства
финансов Республики Казахстан Т. Ботаканова

Запись опубликована в рубрике Официальные ответы с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *