Согласно ст. 99 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан», таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.) с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ, 1994).
Казахстанские компании, импортирующие товары из-за границы и чей бизнес связан с использованием чужих торговых марок, патентов, ноу-хау и прочих объектов интеллектуальной собственности, подвергаются таможенным проверкам на предмет включения роялти и прочих лицензионных платежей в таможенную стоимость ввозимых товаров.
В соответствии со ст. 101, 102 Кодекса «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее — Кодекса о таможенном деле) таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки, т.е. цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца, дополненная в соответствии с положениями ст. 102 настоящего Кодекса. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.
В результате проверок таможенные органы устанавливали, что налогоплательщики не включали роялти и прочие аналогичные лицензионные платежи в таможенную стоимость при импорте товаров на территорию РК и, соответственно, не платили с них НДС на импорт и ввозную таможенную пошлину.
В связи с этим по результатам проверок компаниям, которые импортировали товары и платили роялти, но не включали роялти в таможенную стоимость ввезенного товара, доначислялась ввозная таможенная пошлина и НДС на импорт.
В то же время с данных сумм компании своевременно платили НДС за нерезидента в соответствии с требованиями Налогового кодекса РК.
Свое несогласие с доначислениями налогоплательщики объясняли тем, что они вынуждены платить налог повторно (двойное налогообложение): все налоги с роялти были ранее оплачены как с услуги, теперь взимаются налоги с роялти как с товара.
Как видно, налогоплательщики действовали в соответствии с предписаниями налогового законодательства, не имели намерения занизить суммы налогов или уклониться от их уплаты.
Несмотря на то, что таможенные органы так же как и налоговые органы, являются органами государственных доходов РК, коллизии в законодательстве вызывают множество споров даже между налоговыми и таможенными органами. Одни считают, что роялти необходимо исчислять с целью уплаты таможенных платежей, другие — что роялти необходимо облагать налогом.
Причем и Кодекс о налогах, и Кодекс о таможенном деле содержат нормы, регулирующие обязательства относительно роялти, но не определяют механизма и порядка исчисления обязательных платежей в бюджет, не разграничивают право на зачет НДС за нерезидента против НДС на импорт.
Суммы роялти есть не что иное, как суммы текущих денежных отчислений, причитающихся лицензиару в качестве вознаграждения за права, предоставленные лицензиату.
Согласно ст. 98 Кодекса о таможенном деле при определении таможенной стоимости товара в цену сделки включаются следующие расходы, если они не были ранее включены:
«4) роялти и сборы за выдачу лицензии, связанные с оцениваемыми товарами, подлежащие уплате продавцом прямо или косвенно как условие продажи оцениваемых товаров, если такие роялти и сборы не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
5) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, в том числе доход, полученный в государствах с льготным налогообложением, облагаемый в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
6) налоги, взимаемые на территории Республики Казахстан, если в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан или международными договорами Республики Казахстан не подлежат компенсации продавцу в связи с вывозом товаров с территории Республики Казахстан».
Видится, что таможенные органы правомерно выставляют уведомления о доначислении таможенных пошлин и НДС вследствие увеличения (корректировки) таможенной стоимости импортированного товара на размер роялти, уплаченной лицензиару за использование объектов интеллектуальной собственности (по прошествии времени).
В соответствии с п. 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.